Мы проводили довольно длительный мониторинг злоупотребления административным ресурсом в ходе избирательных кампаний 2007-2008 года. Последние выборы закончились в марте, но поскольку мы работали с довольно большими массивами информации, все надо было проанализировать, поэтому у нас на это ушло три месяца. Совершенно невозможно представить, что объявленное президентом противодействие коррупции будет успешным, если не будет уделено серьезное внимание проблемам политической коррупции. Но при этом у меня большая надежда на общество, что в ближайшие четыре года общество осознает, что политическая коррупция влияет на уровень и бытовой, и административной коррупции, и само начнет уделять ей более серьезное внимание. Мы видим, что общество взрослеет: по сравнению с результатами нашего мониторинга выборов 2003 года, хотя процедуры проведения выборов и действия кандидатов не очень сильно улучшились с точки зрения прозрачности, то общественное внимание к фактам злоупотребления административным ресурсом повысилось, люди стали чаще их обсуждать. Мы зафиксировали, что в 2003 внимания к таким фактом со стороны граждан было гораздо меньше. Соответственно, есть надежда, что к следующим выборам такие граждане будут не просто обращать внимание на факты злоупотреблений, но и каким-то образом требовать от власти изменения ситуации и реагировать на них в ходе выборов.
Собственно реагировать на выборах люди могут одним-единственным способом: голосованием за того или иного кандидата. Если люди в состоянии увидеть, что избирательная кампания ведется со злоупотреблениями, то более зрелое общество в состоянии выразить отношение к этому своим голосованием.
При этом нельзя бороться с политической коррупцией, не затрагивая других видов коррупции. Совершенно очевидно, что для любых антикоррупционных действий со стороны общества очень важным элементом является активизация внимания журналистов, более точное освещение этих проблем, которые практически не освещаются. Для борьбы с политической коррупцией необходимы три условия: политическая воля, общественная воля и наличие единственного изобретенного в мире медиатора между этими двумя волями – средств массовой информации. Если власть будет хотеть, а общество не будет об этом знать, или если общество будет хотеть, но власть не будет на это реагировать, то ничего не получится. Если же все три элемента будут хоть в какой-то мере сносно выполнять минимум функций по инициированию реального противодействия коррупции, то изменения могут произойти. Я не говорю о том, что через четыре года все обязательно изменится кардинально. Но даже если злоупотреблений административным ресурсом на местном уровне станет меньше, если региональные чиновники поймут, что такие действия, как принудительные меры по доставке избирателей на выборы, давление на бюджетников, чтобы они участвовали в избирательных мероприятиях, противозаконны – это уже будет изменением ситуации и шагом вперед.
Наш центр должен привлекать внимание к этой проблеме как со стороны власти, так и со стороны общества и СМИ, так что если нам не удается изменить что-то содержательно, то по крайней мере мы будем активизировать дискуссию по этому вопросу.