В ночь с 7 на 8 августа 2008 года в Южной Осетии началась война. В Грузии объявлена мобилизация, а официальные лица заявляют об осуществлении "конституционных мер по наведению мира и правопорядка", вплоть до успешного окончания которых никакие переговоры невозможны.
Нам в России эти слова слишком знакомы. Конституционный порядок Российская Федерация наводила в 1994 году, в Первую чеченскую войну. Тогда молниеносная операция переросла в затяжную и кровавую.
Слова о войне до победного конца и отказе от переговоров в России так же памятны - руководство нашей страны заявляло о ней в 1999-м, в начале "второй чеченской". Сомнительная военная победа стоила нашей стране отката от демократии.
Впрочем, такое было и в самой Грузии: в Абхазии в 1992-м, в той же Южной Осетии в 1991-м. На осетинском и абхазском конфликтах утверждалась власть Гамсахурдиа и Шеварднадзе, чьи режимы затем перешли к подавлению внутренней оппозиции и гражданских свобод. И едва ли не первой жертвой войны, начатой в ночь с 7 на 8 августа, может стать сама Грузия - как демократическое государство и как ответственный член мирового сообщества.
Грузия как участник ОБСЕ несет обязательства разрешать конфликты мирным путем. Восстановление территориальной целостности государства не может быть поводом для отказа от этих обязательств. Боевые действия в Южной Осетии должны быть немедленно остановлены. Путь переговоров долог и труден, но только так можно достигнуть прочного мира.
История конфликтов на Кавказе в последние годы составляет длинную цепь ошибок и преступлений. Мы призываем не забывать эту историю.