Разрыв между Виктором Ющенко и Юлией Тимошенко был предопределен еще тогда, когда создавалась коалиция между БЮТом и блоком НУ-НС. Об этом говорил и сам Ющенко, когда сразу же после внеочередных парламентских выборов, увидев, какое шаткое большинство может быть у так называемой «оранжевой коалиции», стал заявлять о необходимости создания правительства национального единства, вероятно, подразумевая интеграцию в систему власти Партии регионов. Мы знаем, что тогда это не состоялось, потому что Партия регионов, вероятно, не очень хотела вступать в коалицию как с «Нашей Украиной», так и с Блоком Юлии Тимошенко, да и БЮТ не стремился к такому объединению, а сам Ющенко опасался создания так называемой широкой коалиции между «Нашей Украиной» и «Народной самообороной» с одной стороны и Партией регионов – с другой. Возможно, он и не мог создать такую коалицию, учитывая настроение «Народной самообороны», большая часть лидеров которой, увидев неплохие результаты Юлии Тимошенко на парламентских выборах, уже тогда практически перешла на ее сторону. В любом случае, надо признать, что это была серьезная политическая ошибка президента, который в очередной раз упустил возможность стать президентом всех украинцев и продемонстрировать свою готовность жертвовать политической карьерой ради восстановления того национального единства, которое было разрушено при его непосредственном участии во время президентской предвыборной кампании 2004 года.
С этого момента начало происходить то, что и должно было, потому что первое пребывание Юлии Тимошенко на посту премьер-министра Украины обнаружило глубочайшее противоречие между нею и Виктором Ющенко, между ее окружением и окружением президента. У главы государства и главы правительства различные взгляды и на экономическую политику, и на отношения с внешним миром, и на меры социального характера. Это люди, которые в принципе не могут и не должны находиться в одной правящей коалиции, а нахождение этих двух людей у власти генерирует нестабильность, которую мы и наблюдали все время работы правительства Юлии Тимошенко. Президент боролся с этим правительством, как будто оно было оппозиционным. Его секретариат все время выступал с заявлениями, которые должны были настроить население против этого правительства и продемонстрировать, что президент не поддерживает большую часть его инициатив и не согласен с большей частью его мер. Размежевание между Ющенко и Тимошенко в большой степени ускорил российско-грузинский конфликт, поскольку он привел к обвинению премьер-министра со стороны президентского окружения в национальной и государственной измене и к использованию механизмов Службы безопасности Украины в борьбе против премьер-министра. Одновременно с той же стороны раздавались заявления о необходимости сохранения коалиции, что мне кажется признаками не политической тактики, а политического безумия в его худшем варианте. Это безумие должно было так или иначе завершиться, и оно завершается на наших глазах по крайней мере попытками БЮТа и Партии регионов отобрать у Виктора Ющенко ряд полномочий: у президента стараются отобрать контроль над Службой безопасности, над министерствами иностранных дел и обороны. Понятно, что на все это он может реагировать только заявлениями о государственном перевороте – как и тогда, когда у власти была Партия регионов.
Пока что все развивается в правовом русле. Единственный человек, который способен нарушить политическую стабильность в стране – это президент Виктор Ющенко. Он может это сделать, как это было, когда он назначал внеочередные парламентские выборы, издавая один за другим указы, явно противоречащие действующему законодательству, а потом отменяя их в преддверии слушаний Конституционного суда. Впрочем, сейчас у президента и правительства есть сорок дней: десять дней для торга между ними самими, что может позволить сохранить коалицию в мягком варианте, если БЮТ и «Наша Украина» поймут, что им невыгодно уходить из власти и назначать новые парламентские выборы; а потом тридцать дней для торга между БЮТом и Партией регионов и между «Нашей Украиной» и Партией регионов, что может быть связано с тем, насколько ведущие политические силы оценят разумность проведения досрочных парламентских выборов. На этих выборах главным проигравшим может оказаться Виктор Ющенко, его политическая сила может просто не попасть в новый украинский парламент. Сейчас у него не так много политических сторонников и очень мала база электоральной поддержки. Он не может в полной мере надеяться даже на национал-демократические партии, входящие в блок «Наша Украина», потому что лидеры этих партий всегда были у него на третьих и на пятых ролях и не занимали никаких серьезных должностей в исполнительной власти, поэтому вряд ли являются преданными сторонниками президента, поскольку оскорблены в своих амбициях. Таким образом, президент, который заявляет о перевороте и готовности распустить парламент, на самом деле, вероятно, не очень стремится к такому развитию событий. Так что переговорный процесс может состояться, однако я вполне допускаю, что и Юлия Тимошенко, и Виктор Янукович до такой степени уже дозрели до необходимости избавиться от Виктора Ющенко, который явно мешает им в их планах и амбициях, что они пойдут на любое обострение ситуации, считая, что это та пропасть, в которую Ющенко обязательно должен упасть. Яма уже выкопана, вода в ней уже есть, и утопить его в этой яме они очевидным образом хотят. В ближайшие дни мы увидим, насколько Ющенко готов стать утопленником.