Отказ от сотрудничества с НАТО в Афганистане возможен, хотя поддержка международной операции в этой стране имеет самостоятельную ценность для России. Борьба с талибами отвечает интересам России. Мне кажется, поддержку стоит продолжать на определенных условиях, и если и ограничивать, то очень дозированно. Поддержка в этом вопросе может быть политическая и логистическая. Нашим западным партнерам очень трудно перевозить через пакистанские перевалы многие из видов оборудования, вооружений. Они пользуются для этого логистикой России и прилежащих к России держав. Можно решать эти вопросы дозированно, а полностью прекращать поддержку совершенно необязательно. Конечно, некоторые действия НАТО в Афганистане вызывают изрядное раздражение, когда они убивают невинных людей, что бывает очень часто. Но мы не заинтересованы в том, чтобы в Афганистане в очередной раз победили суперэкстремисты. Впрочем, я не исключаю, что поддержка может быть прекращена, в случае если "холодная война", которая была развязана после войны в Южной Осетии, будет развиваться по своей логике – к сожалению, пока это происходит именно так. Эта логика включает в себя снижение качества международного сотрудничества, а также расчеты типа «если этот шаг навредит партнеру больше, чем нам, пойдем на этот шаг». Логика "холодной войны" очень опасна, особенно в нынешнем мире, гораздо более нестабильном, чем во времена прежней "холодной войны".
На мой взгляд, в случае попыток расширения НАТО Россия должна в принципе прекратить действие Совета Россия-НАТО, поскольку этот совет был создан в результате позорного – я бы сказал, второго Брест-Литовского – основополагающего акта Россия-НАТО 1997 года, когда Россия в силу ее слабости и просто ошибок была вынуждена признать легитимность расширения НАТО, чем открыла путь для дальнейшего расширения альянса и обострения отношений с ним. Я не вижу практически никакой пользы от этого совета для России. Это была глазурь, которая должна была подсластить пилюлю расширения НАТО, но она же сделала дальнейшее расширение более вероятным. И я, и многие мои коллеги еще в 1997 году говорили, что, подписав этот акт, мы откроем дорогу для расширения на Украину и Грузию. Это и произошло. Поэтому я считаю, что пора положить этому предел. НАТО не показало себя организацией, дружественной России. Она осуществила нападение на Югославию и не является тем альянсом, сотрудничество с которым России интересно. Но поддерживать отдельные операции и отдельные направления в сотрудничестве можно и нужно. В конце концов, у нас единый мир.
На мой взгляд, в случае попыток расширения НАТО Россия должна в принципе прекратить действие Совета Россия-НАТО, поскольку этот совет был создан в результате позорного – я бы сказал, второго Брест-Литовского – основополагающего акта Россия-НАТО 1997 года, когда Россия в силу ее слабости и просто ошибок была вынуждена признать легитимность расширения НАТО, чем открыла путь для дальнейшего расширения альянса и обострения отношений с ним. Я не вижу практически никакой пользы от этого совета для России. Это была глазурь, которая должна была подсластить пилюлю расширения НАТО, но она же сделала дальнейшее расширение более вероятным. И я, и многие мои коллеги еще в 1997 году говорили, что, подписав этот акт, мы откроем дорогу для расширения на Украину и Грузию. Это и произошло. Поэтому я считаю, что пора положить этому предел. НАТО не показало себя организацией, дружественной России. Она осуществила нападение на Югославию и не является тем альянсом, сотрудничество с которым России интересно. Но поддерживать отдельные операции и отдельные направления в сотрудничестве можно и нужно. В конце концов, у нас единый мир.