НОВОСТИ

15 СЕНТЯБРЯ 2008 г.

Прямая или косвенная поддержка идеи создания аналога Совета по делам религий в России естественна для  протестантских деятелей, поскольку активное распространение и даже просто присутствие в России неправославных христианских церквей до сих пор считается аномалией с точки зрения православно ориентированных государственников. Поэтому на протяжении последних 20 лет относительной религиозной свободы инославные христиане, прежде всего, протестанты (баптисты, евангелисты, пятидесятники, харизматы, методисты, лютеране и т.д.) старались повысить свой статус в обществе и укрепить позиции. Дело в том, что в условиях абсолютной монополии епископов и священников Московской патриархии на контакты с чиновниками, советы и комиссии разных уровней стали единственным каналом связи протестантов с властью. Баптисты, пятидесятники, адвентисты и лютеране входят в Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ, а один из членов этого Совета епископ пятидесятников Сергей Ряховский является также членом Общественной палаты РФ. Евангельское сообщество (как иногда называют всех протестантов) хорошо помнит, как именно президентский Совет и профильный думский Комитет не допустили в 1997 году внесения в парламент проекта Закона о свободе совести, согласно которому для получения прав юридического лица объединение верующих должно иметь 50-тилетний срок существования. Нынешний Комитет Госдумы РФ по делам религиозных объединений и общественных организаций (глава — единоросс Сергей Попов) не ведет открытой работы со всеми церквями. Все с ностальгией вспоминают время плюрализма и постоянного диалога, когда в конце 1990-х годов во главе комитета стоял коммунист Владимир Зоркальцев. Сейчас встреч с депутатами от «Единой России» регулярно добиваются лишь группы пасторов Российского союза христиан веры евангельской (пятидесятников), возглавляемого епископом Сергеем Ряховским.

На региональном уровне пасторы — лидеры союзов и ассоциаций также, как правило, входят в советы и комиссии по религиозным вопросам при губернаторах и администрациях, а также в советы по социальным вопросам, поскольку протестанты часто намного активнее работают с наркоманами, бомжами, беспризорными и т.д., чем представители РПЦ. Включение в такие советы лидеров крупных пятидесятнических или баптистско-евангельских церквей почти всегда сопровождалось сопротивлением местной епархии РПЦ МП. Архиереи РПЦ обычно присылают на такого рода плюралистичные советы своих представителей, игнорируя их лично, но власть это вполне устраивает.

Протестанты, носители демократичной американо-европейской культуры, рациональны и добиваются определенности в своих отношениях с чиновниками. Поэтому они надеются, что жесткая регламентация отношений с властью станет ограничением для открытого лоббизма православных иерархов во всех сферах, будет щитом против их интриг и телефонного права.

В будущем Совете по делам религий протестантов совсем не пугает его советскость. Некоторые члены СДР сохранили хорошие отношения с религиозными объединениями (бывший член СДР при Совмине Владимир Пудов даже стал лидером одной из лютеранских церквей). Ученые советской закалки (они и могут быть экспертами СДР)  являются лучшими друзьями неправославных верующих — академика Л.Н. Митрохина благодарили за книгу о баптизме, С. И. Иваненко за книгу об индуизме, И.Я. Кантерова за книгу об новых движениях и т.д. Религиоведы советской школы — частые гости всех протестантских семинаров. Они кажутся ангелами рядом с «православными» чиновниками и сектоведами. Конечно, мечта о Совете по делам религий как ограничителе православного монополизма может оказаться иллюзией. Но пока такие надежды кажутся более реальными, чем надежды на соблюдение положений Конституции РФ и Закона о религии.

Роман Лункин — старший научный сотрудник Института Европы РАН

 

Версия для печати