Говорят, что у Никиты Хрущева среди его крылатых выражений есть и
такое: «Западные журналисты носятся с событиями в Венгрии, как человек
с крысой в зубах: и съесть противно, и выплюнуть жалко». Эта
бессмертная фраза сразу приходит на ум, когда наблюдаешь, как в РПЦ обращаются с
советским прошлым. В патриархии одновременно призывают чтить советское прошлое,
восхищаться победами и достижениями, гордиться, как «мы» давали отпор
Западу, с радостью призывают принять и признать дар террористической
политики, заключающийся в истреблении советскими карательными органами
религиозных меньшинств — католиков, униатов, протестантов…
С другой стороны, церковь представляет себя главной жертвой коммунистических репрессий, призывает осудить антинациональную политику большевиков (правда, в основном в первое десятилетие советской власти). Последнее время некоторые видные деятели РПЦ (например, митрополит Мефодий) утверждают, что и в сотрудничестве духовенства с КГБ в советское время не было ничего предосудительного.
Это тонкое балансирование между «да» и «нет» лишено всякой логики и возможно лишь на игре эмоциями и романтическими, оторванными друг от друга (что-то вроде набора клипов), мифологемами. Такая игра возможна только в ситуации, когда никто другой одновременно не ведет свою похожую, но основанную на других мифологемах игру.
У сотрудников карательных органов же другая романтика, другие мифологемы. Железный Феликс для них — что-то вроде своего опричного архангела, но для верующих людей, так же как и для многих других, для кого свобода и демократия не пустой звук, он — персонификация каннибализма. И когда сотрудники карательных органов и его хотят сохранить на корабле современности, то они портят духовным командирам всю их изысканную песню.
Случай частный, даже анекдотический, но он как предупреждающий сигнал: крысу надо либо съесть, либо выплюнуть.
С другой стороны, церковь представляет себя главной жертвой коммунистических репрессий, призывает осудить антинациональную политику большевиков (правда, в основном в первое десятилетие советской власти). Последнее время некоторые видные деятели РПЦ (например, митрополит Мефодий) утверждают, что и в сотрудничестве духовенства с КГБ в советское время не было ничего предосудительного.
Это тонкое балансирование между «да» и «нет» лишено всякой логики и возможно лишь на игре эмоциями и романтическими, оторванными друг от друга (что-то вроде набора клипов), мифологемами. Такая игра возможна только в ситуации, когда никто другой одновременно не ведет свою похожую, но основанную на других мифологемах игру.
У сотрудников карательных органов же другая романтика, другие мифологемы. Железный Феликс для них — что-то вроде своего опричного архангела, но для верующих людей, так же как и для многих других, для кого свобода и демократия не пустой звук, он — персонификация каннибализма. И когда сотрудники карательных органов и его хотят сохранить на корабле современности, то они портят духовным командирам всю их изысканную песню.
Случай частный, даже анекдотический, но он как предупреждающий сигнал: крысу надо либо съесть, либо выплюнуть.