Конкурентов и оппозиционеров своей страны власть имущие часто записывают в число внутренних врагов или в группы иностранного влияния. Диалог с оппозиционерами ведется свысока и на грани издевательства. Лояльные силы входят в Общественную палату РФ. Примерно то же самое делают власть имущие в церковной среде, такие как митрополит Кирилл, в отношениях с неправославными религиозными лидерами нашей страны.
Представители «традиционных» конфессий России, упомянутых в преамбуле Закона о свободе совести, православия, ислама, иудаизма и буддизма, входят в Межрелигиозный совет России, созданный при Отделе внешних церковных связей в 1998 году. Этот совет теоретически призван обсуждать вопросы сотрудничества между религиями внутри России, но обычно используется как трибуна для выступлений митрополита Кирилла.
С инославными христианскими церквями внутри России и по внутрироссийским проблемам постоянного и открытого официального диалога РПЦ МП не ведет. Все неправославные христиане (а их в РФ более 2 млн человек), кроме старообрядцев, считаются Московской патриархией «иностранцами». И это несмотря на то, что прихожане католических приходов — это в большинстве своем русская интеллигенция, а многочисленные протестантские миссии привлекают самые разные слои населения, а возглавляют их пасторы-россияне. Отношение к этим христианам со стороны РПЦ МП хорошо видно на примере деятельности возобновляющего свою работу Христианского межконфессионального консультативного комитета (ХМКК).
Он был организован на волне религиозного бума по инициативе РПЦ в 1993 году для развития сотрудничества между христианами на постсоветском пространстве. Редкие межконфессиональные встречи проводились вплоть до 2002 года, когда работа ХМКК была приостановлена из-за сложных отношений между католиками и православными – тогда произошло преобразование Апостольских администратур в России в полноценные католические епархии, укрепились позиции Ватикана на Украине, в связи с чем Московская патриархия заговорила о католическом прозелитизме. В это же время из России стали высылать без объяснения причин лучших католических священников-иностранцев.
Если на первом этапе самую активную роль в ХМКК играли католики, то в настоящее время в возрождении работы комитета чрезвычайно заинтересованы протестанты. Глава католической архиепархии Божией Матери архиепископ Паоло Пецци и так имеет возможность участвовать в официальных встречах и переговорах с представителями РПЦ МП, на которых, правда, обсуждается не положение католиков в России, а плачевное положение дел с верой в Бога в Европе. Между тем, у российских протестантов нет и такой площадки. Поэтому самым активным сторонником возобновления деятельности ХМКК, вместе с лютеранами, баптистами, евангелистами и адвентистами, стал глава Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников) епископ Сергей Ряховский. В ХМКК 1990-х годов «лицом» протестантов был глава Союза евангельских христиан-баптистов — Петр Коновальчик.
Зачем же протестантам комитет, который даже формально не занимается Россией, а странами СНГ и Балтии (инославные христиане, как считают в РПЦ, к России прямого отношения иметь не могут), который постоянно работать не будет и обсуждает лишь самые общие вопросы. Так, тема сегодняшнего заседания — «Христианство в современном мире: национальное и вселенское». Но поставьте себя на место всех этих баптистов и пятидесятников — большинство православных иерархов сторонятся их как зачумленных, в прессе их называют «сектантами» и «чуждым элементом», в большой степени на основании отношения к ним РПЦ. А об официальных отношениях лидеров многотысячных уже протестантских союзов с епископами РПЦ МП ходят печальные анекдоты: в кулуарах пастор навязывает дружескую беседу патриархийному архиерею, не знающему как от него отделаться, а затем в протестантской газете появляется сообщение, что их встреча прошла на высоком уровне в духе христианского взаимопонимания.