Эта резолюция не имеет никакого значения. Идет нормальная политическая борьба. Эта резолюция, я думаю, забудется еще до декабря, а если к декабрю о ней вспомнят, когда нужно будет принимать к январю новую резолюцию, то она забудется к марту. Она не имеет никакого значения в принципе по той простой причине, что российские действия в Южной Осетии и Абхазии создали или подчеркнули новую политическую реальность, которая заключается в том, что старый порядок развалился. Люди, которые не хотят развала старого порядка или хотят в новой ситуации защитить свои старые взгляды, пытаются оказать давление на Россию.
Конечно, нужно привлекать к суду Саакашвили, проводить независимое расследование, вести дипломатические разговоры вокруг всего этого – просто для того, чтобы соблюсти некоторые правила игры. Но надо прекрасно понимать, что для реальной политики это не имеет никакого значения. В нынешних обстоятельствах не надо рвать отношений с европейцами, нужно оказывать им уважение, дабы не позволить американцам навязать не только России, но и Европе "холодную войну", а американцы будут пытаться это сделать. Только для этого и нужны все эти маневры.
Точно так же не имело значения осуждение хорватов и сербов после того, как европейцы с американцами попытались повернуть историю с Югославией в свою сторону, что им в значительной степени не удалось.
Произошел облом. Россия сказала, что больше не будет играть по таким правилам. Сначала ей не до конца поверили или американцы хотели ее спровоцировать, навязав "холодную войну", дабы заставить ее играть по старым правилам или нанести ей непоправимый ущерб. По старым правилам нас играть уже не заставят, а непоправимый ущерб еще нанести могут, если мы поддадимся, потому что американский правящий класс, конечно, будет пытаться навязать нам "холодную войну", в этом у меня нет никакого сомнения. Нам нужно в нее не втягиваться, а для этого, насколько возможно, выводить из нее Европу. То есть нужно маневрировать, вести переговоры, но принципиально не уступать ни в чем, потому что совершенно очевидно, что ставки гораздо более высокие. Ставки – это будущее мироустройство и положение в нем России.
В мягкой форме в изменении мироустройства заинтересованы почти все, кроме США и их клиентов, то есть тех, кого США оплачивают. Но мало кто имеет твердость – или наглость – прямо об этом говорить. Конечно, Россия в этом смысле говорит то, чего не хотят в силу тактических соображений говорить европейские страны, Китай или Индонезия. Но в частном порядке все лидеры этих стан говорят об этом давно. Единственные, кто сейчас стал в открытую говорить об этом, это глава Франции и руководство Германии. Правда, руководство Германии концентрируется только на одной сфере, говоря о необходимости полного пересмотра не только институтов, но и правил управления международной финансовой системой. Это, в принципе, гораздо более жесткий вызов США, чем даже гипотетическое требование о роспуске НАТО с нашей стороны. Доминирование в мировой финансовой системе было куда более глубоким источником американской власти, нежели доминирование в НАТО. Хотя и НАТО американцы сейчас будут пытаться ремитализировать, теряя практически все инструменты своего мирового влияния.
Старая система плоха даже не столько потому, что американцы были такие плохие. Просто она уже давным-давно рассыпалась, а сейчас просто падает на глазах. То, что произошел финансовый кризис, то, что не работает уже ни одна международная финансовая организация, практически блокирована ООН – все это, в принципе, означает окончательный крах той системы международных отношений, которая была создана после войны и которая начала рассыпаться в 1990-е годы, но взамен которой ничего не решили создать. Частично из-за интеллектуального убожества (я включаю в число интеллектуально убогих и Россию), а частично из-за того, что Соединенные Штаты Америки решили сознательно сделать ставку на другой проект – мир под американским доминированием. Этот проект был с самого начала нереалистичным и предсказуемым, но провалился он с гораздо большим грохотом, чем даже можно было ожидать. Гораздо больший грохот произошел из-за того, что мы получили уникальное американское руководство, которое сделало практически все возможные ошибки и резко убыстрило развал системы.
На этом фоне сбоку играет в какие-то свои игры Совет Европы, значение которого, конечно же, уменьшается – даже Совета Европы, я не говорю о Парламентской ассамблее, которая имеет просто нулевое значение – но разваливать который, может быть, не стоит в ситуации, когда будет развалено ОБСЕ и когда мы будем разваливать НАТО, это уже совершенно очевидно. Может быть, Совет Европы разваливать не надо, чтобы хотя бы что-то сохранялось.
ОБСЕ – это организация, смысл которой был исчерпан еще в 1991 году. Она к тому времени выполнила все свои функции. Первой ее функцией было кодифицировать нерушимость границ в Европе, вторая функция – управлять "холодной войной" в Европе, третья – расслаблять коммунизм. Была и четвертая – налаживать торгово-экономические отношения, но она в принципе не работала. А все три функции были выполнены уже в 1991 году. Но частично из-за бюрократической инерции, а частично – из-за кардинальной ошибки российской политики и ее глупости, ОБСЕ сохранилась. Потому что в 1990-е годы вместо того чтобы валить эту организацию, Россия опять же в силу убогости своего мышления сделала ставку на ОБСЕ чуть ли не основной ставкой своей европейской политики. Это смешно и глупо, но такими мы были. В результате ОБСЕ почти не имеет никакой полезной функции, а Совет Европы имеет хотя бы огромное количество полезных функций в культурной области, в области прав человека. Я не думаю, что на основе ОБСЕ можно построить еще что-нибудь. Поэтому-то мы и предлагаем новый пакт о безопасности в Европе. ОБСЕ рано или поздно уйдет. Она уже тихо умирает. Это организация, о которой помнят только, может быть, в нескольких малых странах Европы, ну и еще в России. Хотя я не думаю, что Россия в нынешней ситуации будет очень уж жестко действовать против ОБСЕ.
Что касается НАТО, то, думаю, развалить альянс в конечном итоге удастся, если мы не сделаем ошибок, тем более что НАТО делает очень много ошибок, и если мы не позволим восстановить конфронтацию в Европе, то через какое-то время посыплется и НАТО. Но это трудный вопрос, к тому же, Россия до недавнего времени не работала против НАТО, даже делала шаги, которые объективно вели к укреплению НАТО – я имею в виду подписание позорного Основополагающего акта Россия-НАТО, который легимитизировал расширение альянса, и создание Совета НАТО, из которого, как я надеюсь, мы в скором времени выйдем.
Конечно, нужно привлекать к суду Саакашвили, проводить независимое расследование, вести дипломатические разговоры вокруг всего этого – просто для того, чтобы соблюсти некоторые правила игры. Но надо прекрасно понимать, что для реальной политики это не имеет никакого значения. В нынешних обстоятельствах не надо рвать отношений с европейцами, нужно оказывать им уважение, дабы не позволить американцам навязать не только России, но и Европе "холодную войну", а американцы будут пытаться это сделать. Только для этого и нужны все эти маневры.
Точно так же не имело значения осуждение хорватов и сербов после того, как европейцы с американцами попытались повернуть историю с Югославией в свою сторону, что им в значительной степени не удалось.
Произошел облом. Россия сказала, что больше не будет играть по таким правилам. Сначала ей не до конца поверили или американцы хотели ее спровоцировать, навязав "холодную войну", дабы заставить ее играть по старым правилам или нанести ей непоправимый ущерб. По старым правилам нас играть уже не заставят, а непоправимый ущерб еще нанести могут, если мы поддадимся, потому что американский правящий класс, конечно, будет пытаться навязать нам "холодную войну", в этом у меня нет никакого сомнения. Нам нужно в нее не втягиваться, а для этого, насколько возможно, выводить из нее Европу. То есть нужно маневрировать, вести переговоры, но принципиально не уступать ни в чем, потому что совершенно очевидно, что ставки гораздо более высокие. Ставки – это будущее мироустройство и положение в нем России.
В мягкой форме в изменении мироустройства заинтересованы почти все, кроме США и их клиентов, то есть тех, кого США оплачивают. Но мало кто имеет твердость – или наглость – прямо об этом говорить. Конечно, Россия в этом смысле говорит то, чего не хотят в силу тактических соображений говорить европейские страны, Китай или Индонезия. Но в частном порядке все лидеры этих стан говорят об этом давно. Единственные, кто сейчас стал в открытую говорить об этом, это глава Франции и руководство Германии. Правда, руководство Германии концентрируется только на одной сфере, говоря о необходимости полного пересмотра не только институтов, но и правил управления международной финансовой системой. Это, в принципе, гораздо более жесткий вызов США, чем даже гипотетическое требование о роспуске НАТО с нашей стороны. Доминирование в мировой финансовой системе было куда более глубоким источником американской власти, нежели доминирование в НАТО. Хотя и НАТО американцы сейчас будут пытаться ремитализировать, теряя практически все инструменты своего мирового влияния.
Старая система плоха даже не столько потому, что американцы были такие плохие. Просто она уже давным-давно рассыпалась, а сейчас просто падает на глазах. То, что произошел финансовый кризис, то, что не работает уже ни одна международная финансовая организация, практически блокирована ООН – все это, в принципе, означает окончательный крах той системы международных отношений, которая была создана после войны и которая начала рассыпаться в 1990-е годы, но взамен которой ничего не решили создать. Частично из-за интеллектуального убожества (я включаю в число интеллектуально убогих и Россию), а частично из-за того, что Соединенные Штаты Америки решили сознательно сделать ставку на другой проект – мир под американским доминированием. Этот проект был с самого начала нереалистичным и предсказуемым, но провалился он с гораздо большим грохотом, чем даже можно было ожидать. Гораздо больший грохот произошел из-за того, что мы получили уникальное американское руководство, которое сделало практически все возможные ошибки и резко убыстрило развал системы.
На этом фоне сбоку играет в какие-то свои игры Совет Европы, значение которого, конечно же, уменьшается – даже Совета Европы, я не говорю о Парламентской ассамблее, которая имеет просто нулевое значение – но разваливать который, может быть, не стоит в ситуации, когда будет развалено ОБСЕ и когда мы будем разваливать НАТО, это уже совершенно очевидно. Может быть, Совет Европы разваливать не надо, чтобы хотя бы что-то сохранялось.
ОБСЕ – это организация, смысл которой был исчерпан еще в 1991 году. Она к тому времени выполнила все свои функции. Первой ее функцией было кодифицировать нерушимость границ в Европе, вторая функция – управлять "холодной войной" в Европе, третья – расслаблять коммунизм. Была и четвертая – налаживать торгово-экономические отношения, но она в принципе не работала. А все три функции были выполнены уже в 1991 году. Но частично из-за бюрократической инерции, а частично – из-за кардинальной ошибки российской политики и ее глупости, ОБСЕ сохранилась. Потому что в 1990-е годы вместо того чтобы валить эту организацию, Россия опять же в силу убогости своего мышления сделала ставку на ОБСЕ чуть ли не основной ставкой своей европейской политики. Это смешно и глупо, но такими мы были. В результате ОБСЕ почти не имеет никакой полезной функции, а Совет Европы имеет хотя бы огромное количество полезных функций в культурной области, в области прав человека. Я не думаю, что на основе ОБСЕ можно построить еще что-нибудь. Поэтому-то мы и предлагаем новый пакт о безопасности в Европе. ОБСЕ рано или поздно уйдет. Она уже тихо умирает. Это организация, о которой помнят только, может быть, в нескольких малых странах Европы, ну и еще в России. Хотя я не думаю, что Россия в нынешней ситуации будет очень уж жестко действовать против ОБСЕ.
Что касается НАТО, то, думаю, развалить альянс в конечном итоге удастся, если мы не сделаем ошибок, тем более что НАТО делает очень много ошибок, и если мы не позволим восстановить конфронтацию в Европе, то через какое-то время посыплется и НАТО. Но это трудный вопрос, к тому же, Россия до недавнего времени не работала против НАТО, даже делала шаги, которые объективно вели к укреплению НАТО – я имею в виду подписание позорного Основополагающего акта Россия-НАТО, который легимитизировал расширение альянса, и создание Совета НАТО, из которого, как я надеюсь, мы в скором времени выйдем.