Знаменитый американский славист, 13-й директор Библиотеки Конгресса
Джеймс Биллингтон, признавая все присущие современному русскому
православию пороки, тем не менее, оптимистически оценивает перспективы
русского православия. Чуждый, естественно, и авторитарным порядкам в
РПЦ, и националистическим настроениям, распространенным среди
российских верующих, он не слишком верит и в перспективы усиления
нынешних церковных либералов. Биллингтон считает, что сама практика
церковной жизни привнесет в жизнь духовенства и верующих социальную
ответственность, трезвость в понимании общественных и церковных
проблем, атмосферу терпимости к инакомыслию и нетерпимости к
общественным порокам. Церковнослужителей, отдающих себя служению людям,
он называет «пасторалистами». «Православные пасторалисты — священники с
семьями интересуются местными проблемами и организуют приходы, открывая
для местного населения социальные и учебные центры, приюты для
брошенных детей и бездомных, выполняя те обязанности, которые советская
система, обслуживающая верхушку и не доходившая до простого люда,
выполняла в минимальной степени и недоброкачественно». Биллингтон пишет
исключительно о предполагаемой им эволюции православного духовенства,
но его оценки в той же мере могут быть отнесены и к православным
активистам-мирянам.
В комитете «Антирейдерство» слились две течения в современном российском православии. Во-первых, идеологизированных и мало связанных с реальной жизнью православного народа т. н. государственников, борцов за националистическое авторитарное государство, организационно представленных Союзом православных граждан, желающих во всем и повсюду утвердить любые претензии РПЦ, которая для них является символом и знаменем русской автаркии. Во-вторых, те, кого можно отнести к биллингтоновским «патерналистам». И это — естественно, без не жалеющих флагов «патриотов» в РПЦ ничего сейчас произойти не может.
Но если это движение получит развитие, оно будет очень неудобно церковным властям, да и светским тоже. Уж в Москве-то, с ее полноводными финансовыми потоками, ценами на недвижимость, подконтрольность почти всякого общественного дела власти, все сколько-нибудь значимые вопросы из тех, что поставил перед собой новоявленный Комитет, решаются к взаимному удовольствию церковными и светскими чиновниками в закрытых кабинетах. И этот комитет явно будет для них «третьим лишним». И все же независимо от судьбы данной конкретной организации сам факт ее появления — предвестник грядущей эволюции РПЦ «по Биллингтону».
В комитете «Антирейдерство» слились две течения в современном российском православии. Во-первых, идеологизированных и мало связанных с реальной жизнью православного народа т. н. государственников, борцов за националистическое авторитарное государство, организационно представленных Союзом православных граждан, желающих во всем и повсюду утвердить любые претензии РПЦ, которая для них является символом и знаменем русской автаркии. Во-вторых, те, кого можно отнести к биллингтоновским «патерналистам». И это — естественно, без не жалеющих флагов «патриотов» в РПЦ ничего сейчас произойти не может.
Но если это движение получит развитие, оно будет очень неудобно церковным властям, да и светским тоже. Уж в Москве-то, с ее полноводными финансовыми потоками, ценами на недвижимость, подконтрольность почти всякого общественного дела власти, все сколько-нибудь значимые вопросы из тех, что поставил перед собой новоявленный Комитет, решаются к взаимному удовольствию церковными и светскими чиновниками в закрытых кабинетах. И этот комитет явно будет для них «третьим лишним». И все же независимо от судьбы данной конкретной организации сам факт ее появления — предвестник грядущей эволюции РПЦ «по Биллингтону».