НОВОСТИ

23 ОКТЯБРЯ 2008 г.
Знаменитый американский славист, 13-й директор Библиотеки Конгресса Джеймс Биллингтон, признавая все присущие современному русскому православию пороки, тем не менее, оптимистически оценивает перспективы русского православия. Чуждый, естественно, и авторитарным порядкам в РПЦ, и националистическим настроениям, распространенным среди российских верующих, он не слишком верит и в перспективы усиления нынешних церковных либералов. Биллингтон считает, что сама практика церковной жизни привнесет в жизнь духовенства и верующих социальную ответственность, трезвость в понимании общественных и церковных проблем, атмосферу терпимости к инакомыслию и нетерпимости к общественным порокам. Церковнослужителей, отдающих себя служению людям, он называет «пасторалистами». «Православные пасторалисты — священники с семьями интересуются местными проблемами и организуют приходы, открывая для местного населения социальные и учебные центры, приюты для брошенных детей и бездомных, выполняя те обязанности, которые советская система, обслуживающая верхушку и не доходившая до простого люда, выполняла в минимальной степени и недоброкачественно». Биллингтон пишет исключительно о предполагаемой им эволюции православного духовенства, но его оценки в той же мере могут быть отнесены и к православным активистам-мирянам.

В комитете «Антирейдерство» слились две течения в современном российском православии. Во-первых, идеологизированных и мало связанных с реальной жизнью православного народа т. н. государственников, борцов за националистическое авторитарное государство, организационно представленных Союзом православных граждан, желающих во всем и повсюду утвердить любые претензии РПЦ, которая для них является символом и знаменем русской автаркии. Во-вторых, те, кого можно отнести к биллингтоновским «патерналистам». И это — естественно, без не жалеющих флагов «патриотов» в РПЦ ничего сейчас произойти не может.

Но если это движение получит развитие, оно будет очень неудобно церковным властям, да и светским тоже. Уж в Москве-то, с ее полноводными финансовыми потоками, ценами на недвижимость, подконтрольность почти всякого общественного дела власти, все сколько-нибудь значимые вопросы из тех, что поставил перед собой новоявленный Комитет, решаются к взаимному удовольствию церковными и светскими чиновниками в закрытых кабинетах. И этот комитет явно будет для них «третьим лишним». И все же независимо от судьбы данной конкретной организации сам факт ее появления — предвестник грядущей эволюции РПЦ «по Биллингтону».
Версия для печати