НОВОСТИ

31 ОКТЯБРЯ 2008 г.
Реально эта отставка была предопределена, когда произошло убийство Евлоева, и, наверное, принципиальное решение было принято федеральным центром уже тогда, но нужно было решить две задачи, причем разные. Суть первой в том, что поскольку начались акции оппозиции, нельзя было увольнять Зязикова сразу, потому что это выглядело бы уступкой, получилось бы, что федеральный центр пошел навстречу оппозиции, что оппозиция добилась успеха и так далее. Никогда еще в период с 2004 года, после введения нового принципа формирования губернаторского корпуса, центр не шел на такие уступки. В ряде случаев мнение региональной оппозиции вообще не принималось во внимание, в других случаях, если оппозиция была достаточно сильна, отставка происходила через определенный промежуток времени и выглядела самостоятельным решением федерального центра, а не принятым под давлением оппозиции.
Второй момент, конечно, был связан с тем, что нужно было подобрать кандидатуру нового главы республики. Здесь была большая проблема. Сейчас ключевые посты в республике занимают члены клана Зязикова, и понятно, что они не могли реально входить в кадровый резерв. С другой стороны, выдвигать кого-то из представителей оппозиции для Кремля тоже было невозможно. Для Кремля изначально была неприемлема кандидатура Аушева. По двум причинам: во-первых, его возвращение означало бы, что центр признает ошибку, а во-вторых, Аушев фигура, безусловно, очень авторитетная среди ингушей, но у центра к нему было большое количество претензий во время Второй чеченской войны, и эти претензии, в общем-то, никуда не ушли. Поэтому здесь надо было выбирать из тех людей, которые не принадлежат ни к ингушской власти, ни к оппозиции, и выбор был сделан за счет привлечения внешней фигуры, авторитетной в республике. В Ингушетии с уважением относятся к тем ингушам, которые делали карьеру в Вооруженных силах. Такой человек может рассчитывать на поддержку населения, в том числе на поддержку оппозиции.
Решение это очень интересное, уникальное, потому что у нас военные приходили к власти в ряде субъектов федерации, но это было на выборах, когда харизматичные генералы (даже в одном случае адмирал – в Калининградской области) добивались успеха за счет применения сугубо электоральных технологий. С 2004 года военнослужащие не получали постов глав регионов. Это сильное решение, видимо, связано с особой ситуацией в республике. Но оно имеет свои проблемы. Понятно, что речь идет о человеке, у которого изначально будет кредит доверия, и оппозиция приветствовала это назначение и выразила желание сотрудничать с новым пока исполняющим обязанности главы республики (но вряд ли можно сомневаться в том, что его утвердят). С другой стороны, возникает вопрос о том, сможет ли он сформировать команду, причем команду, которая учитывала бы разные интересы в республике и была бы экономически эффективной. Наверное, этот вопрос поднимался, вряд ли просто так выдвинули бы человека без представления о том, кого он приведет с собой во власть. В этой ситуации у нового главы республики есть два варианта. Первый, традиционный для Кавказа – опираться на собственный клан. Вроде на первый взгляд кажется, что это маловероятно, но вспомним, что и его предшественник приехал из Астрахани, длительное время проживал вне республики, и казалось, что это фигура извне, не очень сильно связанная с местными интересами – получился же типичный клановый президент. Если Евкуров пойдет по этому пути, то он может очень быстро утратить кредит доверия. В том случае если он выступит объединяющей фигурой, если он сможет привлечь на свою сторону разные элитные группы и установить баланс интересов, то он станет сильным президентом, получит дополнительные возможности и сохранит кредит доверия.
Версия для печати