Реально эта отставка была предопределена, когда произошло убийство Евлоева, и, наверное, принципиальное решение было принято федеральным центром уже тогда, но нужно было решить две задачи, причем разные. Суть первой в том, что поскольку начались акции оппозиции, нельзя было увольнять Зязикова сразу, потому что это выглядело бы уступкой, получилось бы, что федеральный центр пошел навстречу оппозиции, что оппозиция добилась успеха и так далее. Никогда еще в период с 2004 года, после введения нового принципа формирования губернаторского корпуса, центр не шел на такие уступки. В ряде случаев мнение региональной оппозиции вообще не принималось во внимание, в других случаях, если оппозиция была достаточно сильна, отставка происходила через определенный промежуток времени и выглядела самостоятельным решением федерального центра, а не принятым под давлением оппозиции.
Второй момент, конечно, был связан с тем, что нужно было подобрать кандидатуру нового главы республики. Здесь была большая проблема. Сейчас ключевые посты в республике занимают члены клана Зязикова, и понятно, что они не могли реально входить в кадровый резерв. С другой стороны, выдвигать кого-то из представителей оппозиции для Кремля тоже было невозможно. Для Кремля изначально была неприемлема кандидатура Аушева. По двум причинам: во-первых, его возвращение означало бы, что центр признает ошибку, а во-вторых, Аушев фигура, безусловно, очень авторитетная среди ингушей, но у центра к нему было большое количество претензий во время Второй чеченской войны, и эти претензии, в общем-то, никуда не ушли. Поэтому здесь надо было выбирать из тех людей, которые не принадлежат ни к ингушской власти, ни к оппозиции, и выбор был сделан за счет привлечения внешней фигуры, авторитетной в республике. В Ингушетии с уважением относятся к тем ингушам, которые делали карьеру в Вооруженных силах. Такой человек может рассчитывать на поддержку населения, в том числе на поддержку оппозиции.
Решение это очень интересное, уникальное, потому что у нас военные приходили к власти в ряде субъектов федерации, но это было на выборах, когда харизматичные генералы (даже в одном случае адмирал – в Калининградской области) добивались успеха за счет применения сугубо электоральных технологий. С 2004 года военнослужащие не получали постов глав регионов. Это сильное решение, видимо, связано с особой ситуацией в республике. Но оно имеет свои проблемы. Понятно, что речь идет о человеке, у которого изначально будет кредит доверия, и оппозиция приветствовала это назначение и выразила желание сотрудничать с новым пока исполняющим обязанности главы республики (но вряд ли можно сомневаться в том, что его утвердят). С другой стороны, возникает вопрос о том, сможет ли он сформировать команду, причем команду, которая учитывала бы разные интересы в республике и была бы экономически эффективной. Наверное, этот вопрос поднимался, вряд ли просто так выдвинули бы человека без представления о том, кого он приведет с собой во власть. В этой ситуации у нового главы республики есть два варианта. Первый, традиционный для Кавказа – опираться на собственный клан. Вроде на первый взгляд кажется, что это маловероятно, но вспомним, что и его предшественник приехал из Астрахани, длительное время проживал вне республики, и казалось, что это фигура извне, не очень сильно связанная с местными интересами – получился же типичный клановый президент. Если Евкуров пойдет по этому пути, то он может очень быстро утратить кредит доверия. В том случае если он выступит объединяющей фигурой, если он сможет привлечь на свою сторону разные элитные группы и установить баланс интересов, то он станет сильным президентом, получит дополнительные возможности и сохранит кредит доверия.
Второй момент, конечно, был связан с тем, что нужно было подобрать кандидатуру нового главы республики. Здесь была большая проблема. Сейчас ключевые посты в республике занимают члены клана Зязикова, и понятно, что они не могли реально входить в кадровый резерв. С другой стороны, выдвигать кого-то из представителей оппозиции для Кремля тоже было невозможно. Для Кремля изначально была неприемлема кандидатура Аушева. По двум причинам: во-первых, его возвращение означало бы, что центр признает ошибку, а во-вторых, Аушев фигура, безусловно, очень авторитетная среди ингушей, но у центра к нему было большое количество претензий во время Второй чеченской войны, и эти претензии, в общем-то, никуда не ушли. Поэтому здесь надо было выбирать из тех людей, которые не принадлежат ни к ингушской власти, ни к оппозиции, и выбор был сделан за счет привлечения внешней фигуры, авторитетной в республике. В Ингушетии с уважением относятся к тем ингушам, которые делали карьеру в Вооруженных силах. Такой человек может рассчитывать на поддержку населения, в том числе на поддержку оппозиции.
Решение это очень интересное, уникальное, потому что у нас военные приходили к власти в ряде субъектов федерации, но это было на выборах, когда харизматичные генералы (даже в одном случае адмирал – в Калининградской области) добивались успеха за счет применения сугубо электоральных технологий. С 2004 года военнослужащие не получали постов глав регионов. Это сильное решение, видимо, связано с особой ситуацией в республике. Но оно имеет свои проблемы. Понятно, что речь идет о человеке, у которого изначально будет кредит доверия, и оппозиция приветствовала это назначение и выразила желание сотрудничать с новым пока исполняющим обязанности главы республики (но вряд ли можно сомневаться в том, что его утвердят). С другой стороны, возникает вопрос о том, сможет ли он сформировать команду, причем команду, которая учитывала бы разные интересы в республике и была бы экономически эффективной. Наверное, этот вопрос поднимался, вряд ли просто так выдвинули бы человека без представления о том, кого он приведет с собой во власть. В этой ситуации у нового главы республики есть два варианта. Первый, традиционный для Кавказа – опираться на собственный клан. Вроде на первый взгляд кажется, что это маловероятно, но вспомним, что и его предшественник приехал из Астрахани, длительное время проживал вне республики, и казалось, что это фигура извне, не очень сильно связанная с местными интересами – получился же типичный клановый президент. Если Евкуров пойдет по этому пути, то он может очень быстро утратить кредит доверия. В том случае если он выступит объединяющей фигурой, если он сможет привлечь на свою сторону разные элитные группы и установить баланс интересов, то он станет сильным президентом, получит дополнительные возможности и сохранит кредит доверия.