Начнем с того, что для отставки председателя Верховной Рады необходимо исключительно голосование большинства депутатов украинского парламента, а для отставки премьер-министра необходимо, чтобы действительно была сформирована новая коалиция и выдвинута кандидатура нового премьер-министра, которая будет утверждена большинством депутатов и сформирует новое правительство. Именно после этого парламент и отправляет в отставку действующего премьер-министра. Поэтому отставка спикера и процесс формирования новой коалиции с точки зрения процедуры между собой не связаны. Для того чтобы отправить в отставку Арсения Яценюка необходимо было, чтобы депутатов от Партии регионов поддержало определенное количество депутатов от «Нашей Украины», которые близки к президенту Виктору Ющенко и главе его секретариата Виктору Балоге – это, прежде всего, представители партии «Единый центр». А для того чтобы сформировать коалицию в парламенте, необходимо, чтобы решение о вхождении в коалицию Партии регионов приняла вся фракция «Наша Украина – Народная самоборона». Я хотел бы напомнить, что «Народная самооборона» и ее депутаты выступают решительно против коалиции с Партией регионов, а достаточное число депутатов от «Нашей Украины» уже фактически вошли в союз с Блоком Юлии Тимошенко. Поэтому представить себе, что в украинском парламенте появится коалиция Партии регионов и «Нашей Украины» было бы, по крайней мере, странно. И точно так же странна была бы любая другая коалиция, потому что если мы представим себе возможным воссоздание так называемой демократической коалиции Блока Юлии Тимошенко и блока «Наша Украина – Народная самооборона», тогда совершенно непонятно, зачем части депутатов от «Нашей Украины» нужно было поддерживать идею отставки спикера Арсения Яценюка.
С конституционной точки зрения, парламент не может работать, если нет коалиции. Но никакой возможности провести внеочередные выборы тоже нет, потому что парламент не может выделить на выборы деньги, и с этим уже смирился Виктор Ющенко. И возможности сформировать коалицию тоже нет. Создался правовой вакуум, который, кстати, с самого начала собиралась использовать Юлия Тимошенко. И она, и ее сторонники говорили о том, что парламент может работать без коалиции и правительство вполне может существовать в режиме так называемых ситуативных коалиций. Поэтому сейчас Юлия Тимошенко может оставаться на посту премьер-министра сколь угодно долго, а парламентариям так или иначе придется поддерживать либо ее антикризисные меры, либо антикризисные меры президента. Рычаги власти будут оставаться в руках главы правительства, на что Юлия Тимошенко и рассчитывала.
Принимать решения парламенту будет трудно. Но, учитывая нынешнюю экономическую ситуацию в стране, сейчас многие будут нуждаться в поддержке правительства, и от того, кто будет находиться в кабинете премьер-министра, будут зависеть дальнейшие союзы политических сил с теми предпринимателями, которые уцелеют в вихре экономического кризиса. Так что сейчас совершенно необязательно принимать решения в парламенте – достаточно находиться у рычагов распределения денег.
Внеочередные выборы возможны только в результате политического согласия между основными политическими силами: Блоком Юлии Тимошенко, «Нашей Украиной» и Партией регионов – примерно так, как это было в прошлый раз, когда проводились внеочередные выборы: никакие указы Виктора Ющенко не действовали, пока не возникло политическое согласие между Виктором Ющенко, Виктором Януковичем и тогдашним спикером украинского парламента Александром Морозом. Я не уверен, что и в этот раз будет достигнут консенсус, и вообще считаю, что все это – разговоры позавчерашнего дня. На фоне предстоящих экономических проблем выяснять, какой консенсус будет достигнут между Виктором Ющенко, Юлией Тимошенко и Виктором Януковичем, – это заниматься гаданием по покойникам. Потому что ни один из этих политических деятелей не эффективен с точки зрения кризисного менеджера. А они бездействуют, потому что никаких реальных серьезных мер по преодолению возможных последствий кризиса мы ни от одного из них не увидели.
По идее, есть возможность раздела страны между тремя основными политическими силами: «Наша Украина» контролирует пост президента, Партия регионов – пост председателя Верховной Рады, а БЮТ – правительство. Но это тоже временное распределение, которое рано или поздно должно завершиться каким-то перераспределением политических и экономических ресурсов.