Группа мусульманских стран давно пытается продвигать в ООН норму о запрете "диффамации религии". (Примечательно, что во многих из этих стран прямо запрещена даже самая мирная проповедь иных религий среди мусульман.) В принципе нельзя исключать, что однажды Генеральная ассамблея поддержит эту инициативу, мотивируемую стремлением защитить чувства верующих и укрепить межрелигиозный мир. Действительно, не только прямое глумление над религиозными символами и текстами, не только то, что может быть ошибочно принято за таковое, но и просто прямая и резкая критика конкретных религиозных убеждений может и серьезно задеть верующего человека, и даже стать поводом для конфликта.
Но я надеюсь, что подобные идеи никогда не станут нормой международного права. Все же принятие общеобязывающих документов (в отличие от деклараций ГА ООН) предполагает консенсус с участием достаточной группы значимых держав, а целый ряд таких держав уже связаны весьма определенными обязательствами в области защиты свободы слова. Это, в первую очередь, США и другие ведущие державы Запада. И, кстати, Россия тоже связана: как член Совета Европы, она должна подчиняться тому пониманию Европейской конвенции по правам человека, которое сложилось в практике Европейского суда по правам человека.
Это понимание достаточно ясно: в некоторых случаях власти вправе ограничить высказывания, оскорбительные для многих людей (например, закрыть выставку), но такие случаи должны быть исключением и они не могут распространяться на СМИ. Страны Совета Европы, при всех своих немалых различиях, выражают тем самым согласие в том, что потенциальный ущерб от резкой критики или пародирования чьих-то религиозных убеждений и практик не перевешивает ущерба от ограничения фундаментальной свободы — свободы слова.
Если речь идет о возбуждении ненависти в людях по групповому (в т.ч. и религиозному) признаку — это противозаконно. Если кто-то оскорблен, закон должен дать ему возможность выступить с гражданским иском (у нас с этим пока проблема). Если резкая критика ставит ситуацию на грань насильственного конфликта, надо его урегулировать.
И в любом случае надо стремиться к взаимоуважению и избегать оскорблений — но это задача граждан, а не правоохранительных органов. Следует призывать к тому же сограждан, ведь мы действительно знаем немало случаев, когда критика религии носит огульный, оскорбительный по тону характер и норовит перейти в оскорбление носителей этой религии, а то и в призывы к их дискриминации. И конечно, когда доходит до противозаконных призывов, они должны пресекаться властями.
Но люди, выступающие за запрет "диффамации религии", не готовы разделить собственно религиозные убеждения и их носителей. И они уверены, что защищать таким образом можно и нужно только и именно религиозные убеждения. Но ведь в светском обществе эти убеждения стоят в одном ряду с другими. Мы же не призываем запретить критиковать и даже поносить чьи-то политические, эстетические или даже моральные убеждения.
Международное право прав человека защищает людей, а не те или иные идеи.
Александр Верховский — директор Информационно-аналитического центра "СОВА"