НОВОСТИ

28 НОЯБРЯ 2008 г.
Мне кажется, что возврат к выборности губернаторов в том или ином виде неизбежен, и случится это скорее раньше, чем позже. Может быть, та позиция, которую сейчас заняла «Единая Россия», не столько ее выбор, сколько понимание Кремлем того, что партия в ситуации кризиса будет разделять с ним ответственность и весь негатив, связанный с кризисом, так или иначе ее коснется, и в этой ситуации лучше сохранять губернаторов как людей, занимают положение над схваткой, а не непосредственно возглавляют партийный список «Единой России». Хотелось бы надеяться, что в этом проявился в том числе и реализм, связанный с тем, что популярность «Единой России» неизбежно будет падать, и жестко привязывать к ней губернатора было бы сейчас неправильно.В словах Медведева о том, что партия, победившая на выборах, должна предлагать президенту кандидатуры на пост губернаторов, можно видеть официальную передачу Путину как лидеру «Единой России» неофициального и так сохранявшегося за ним контроля за определением кандидатов в губернаторы, а с другой стороны, поскольку ничего более конкретного, чем «партия, победившая на выборах», сказано не было, то при проведении выборов по смешанной системе, как это сейчас происходит в большинстве регионов, не совсем понятно, как определить победившую партию. До тех пор, пока это благое пожелание не приняло форму конкретной законодательной инициативы, его можно толковать очень по-разному и совсем необязательно в пользу «Единой России» в будущем. Вполне возможно, что через некоторое время мы увидим, что от бренда «Единая Россия» откажутся и предложат другой, но принципиально это ничего не поменяет.Системы жесткого партийного контроля нет. Можно было ожидать, что на последнем съезде «Единой России» Путин попробует сделать партию своим мощным политическим инструментом, перенесет туда какие-то реальные рычаги, центры принятия решений. Этого не произошло. А раз так, то «Единая Россия» остается просто партийной ширмочкой, и это наглядно иллюстрируется малозначительностью партийных функционеров на федеральном и тем более региональном уровне. «Единая Россия» – не КПСС, их партийный аппарат не контролирует административную систему. Сейчас административная система почти полностью туда вписана, но завтра вдруг, если Путин захочет, она будет называться как-то иначе, а он сам не утратит над ней контроля. Часть партийных функционеров, которая не будет нужна в новом партийном проекте, просто останется за бортом. Пока не видно попыток усилить партийную составляющую в контроле за административной системой.Кандидаты в губернаторы – это довольно сложная система компромиссов, и совсем не обязательно кандидатом становится человек, связанный с «Единой Россией». Если он Кремль будет устраивать, то соответствующая партийная организация предложит его кандидатуру. Надо иметь в виду, что тот порядок определения кандидатов и номинирования их президентом, который был установлен путинским указом, не соблюдался. В целом ряде случаев полпреды были отстранены от этого, и то, что именно они формально должны провести консультации, составить список и передать его в Кремль, во многих случаях просто не выполнялось, и полпреды узнавали о том, кого Кремль предложил в качестве губернатора, вместе с рядовыми гражданами. Очевидно, что в условиях партийного участия в номинировании, ситуация будет еще более подконтрольна Кремлю.Однако предложения Медведева мне кажутся абсолютно не адекватными. Это не часть решения проблемы, а что-то, что когда-то кому-то показалось интересным в почти декоративном плане, и сейчас, вдруг вытащенное в разгар кризиса, оно выглядит нелепо и смешно. Переход к народному избранию губернаторов, на мой взгляд, функционально необходим. Для того, чтобы реально контролировать ситуацию в регионах в условиях глубокого кризиса, возможности социального протеста и так далее, та система, неэффективность которой была для Кремля, может быть, неочевидной в условиях стагнации, никак не может работать. То, что мы видели сейчас в Ингушетии, это попытка неверными методами, но хоть как-то подправить ситуацию. Сегодня это одна Ингушетия или пара других регионов, где Кремль срочно поменял совсем недавно назначенных губернаторов, а завтра станет совершенно очевидно, что в регионы надо передать часть полномочий и часть ресурсов для их осуществления, иначе будет невозможно совладать с кризисом. Будут нужны сильные фигуры, опирающиеся на поддержку региональных элит, а не просто назначенцы, которые могут никакого отношения к региону не иметь, а потому не контролируют ситуацию в регионе. Сейчас Кремль может договариваться с региональными элитами, а может, если считает нужным, их игнорировать. Но в ситуации кризиса, когда экспериментировать будет нельзя и не будет времени и ресурсов на то, чтобы просто так менять менеджеров из Москвы или еще откуда-то, неизбежна гораздо большая роль местных элит в определении фигуры губернатора.К 2004 году губернаторские выборы очень хорошо контролировались, и если эту систему реставрируют, то контроль может осуществляться так же, как раньше. Во-первых, можно заявить, что кандидатов имеет право выдвигать только партия, имеющая депутатов в местном парламенте, и отстранить огромное количество, может быть, и популярных, но не опирающихся на административный ресурс кандидатов. Во-вторых, даже если кто-то, неприемлемый для Кремля, проходит, его всегда можно снять, проверив финансовые взносы в его кампанию или уличив в других нарушениях. Такого рода влияние на выборы, когда остаются только кандидаты, устраивающие Кремль, было и, очевидно, вернется с возвращением выборов.
Версия для печати