НОВОСТИ

15 ЯНВАРЯ 2009 г.

Любая избирательная кампания в Москве, даже на церковный собор, вызывает повышенный интерес. Но на этот раз ничего неожиданного не произошло: выборы были абсолютно управляемыми. Как и во всех регионах, результаты выборов зависели от позиции управляющего епархией. Была попытка выдвинуть альтернативный список, но она носила достаточно символический характер, и шансов на то, что альтернатива пройдет, практически не было. Выборы не обошлись без конспирологии: ходили слухи, что, может быть, в список кандидатов попадет кто-то из высокопоставленных государственных деятелей,  к тому же якобы был прецедент — в Омской епархии делегатом стал губернатор, но эти слухи так и остались слухами, и список носит сугубо церковный характер.

От монашестующих на Собор был избран игумен Дамаскин (Орловский). Это известный церковный деятель, он много занимался изучением истории новомучеников, подготовил несколько книг на эту тему, смог опубликовать их, когда политическая цензура исчезла, но возникли сложности иного рода – финансового характера, и его работа сыграла большую роль в подготовке материалов к канонизации новомучеников. То есть это человек известный в церковных кругах, который реализовал серьезный большой проект.

От белого духовенства на Собор избран протоиерей Леонид Ролдугин, один из известных московских священников, уже более 25 лет настоятель храма Рождества Христова в Измайлове — насколько я помню, одного из немногих храмов, которые не закрывались в советские годы, — благочинный, член епархиального совета с 1992 года, в общем, вполне приемлемая для московского духовенства фигура. Он никогда не участвовал в каких-то крупных конфликтах, умеренный консерватор, как и большинство священников, или, иначе говоря, прагматик. В Русской церкви есть небольшая группа реформаторов, есть несколько бОльшая группа откровенных реакционеров, а большинство — их можно называть прагматиками, можно умеренными консерваторами. Они занимаются делами своего прихода, не склонны к крайностям, не склонны эпатировать церковную общественность теми или иными заявлениями, просто обычные, нормальные, спокойные священники — прихожане таких обычно уважают.

От мирян на Собор избран ректор Московской медицинской академии Михаил Пальцев. Думаю, с одной стороны, это благодарность за его активную церковную деятельность — он староста храма, который находится на территории академии, и много сделал для его восстановления, получил за помощь церкви три церковных ордена. Но с другой — это явно определенный сигнал, и сигнал достаточно интересный. Дело в том, что у церкви довольно большое количество конфликтов с различными светскими организациями. Достаточно вспомнить недавнюю историю с РГГУ или спор между музейщиками и Рязанской епархией из-за Рязанского кремля — это наиболее громкие конфликты, но есть масса мелких конфликтов, которые не доходят до общественности, хотя достаточно неприятны. И, наверное, избрание руководителя Медицинской академии, у которой с церковью никаких конфликтов, напротив, все абсолютно благостно, — это своего рода сигнал, что такой вариант взаимоотношений между руководителем учебного заведения и церковью церковь считает оптимальным. Это сигнал для других администраторов в области образования, культуры и т.д.

А в общем и целом, все избранные кандидатуры вполне могли получить поддержку большинства, потому что они примерно соответствуют позиции большинства. С другой стороны, конечно, это кандидаты правящего архиерея, и скорее всего на Соборе они будут ориентироваться на позицию правящего архиерея.

Версия для печати