Аргументация ученых хорошо известна хотя бы из вызвавшего скандал летом 2007 года письма академиков президенту. Не менее известны и возражения религиозных деятелей. Теология — наука, она пользуется тем же инструментарием, что и философия, вера верой, но без знаний ей не обойтись.
Защитники богословия нередко кивают на Запад: мол, там теологические факультеты в университетах есть. Это, безусловно, так. Однако в процессе секуляризации подверглись обмирщению и университеты. Теология больше там не царствует. Более того, ей фактически отказано в научном статусе, и она не включена в учебные программы не только естественнонаучных, но и гуманитарных отделений.
Даже среди богословов немало тех, кто отказывают теологии в научности, ссылаясь при этом на самые что ни на есть богословские причины. Ведь предмет постижения теологии — Бог, а он находится за пределами разума.
Другие напоминают о том, что Бог сообщает о себе через откровение, а откровение доступно лишь тем, кто имеет веру. Наука же открыта для всех.
Столь принципиальное противостояние между научным и православным сообществами обречено быть затяжным. Решение комиссии Минобраза наверняка будет оспорено, и выяснение отношений продолжится в 2009 году.