НОВОСТИ

20 ЯНВАРЯ 2009 г.

Насколько я понимаю, проблема «теологического стандарта» состоит в том, что, допустив подготовку специалистов-теологов в вузах, чиновники от образования лишили возможности их выпускников поступать в аспирантуру по избранной специальности. Это решение, думается, принято под определенным давлением лиц, отказывающих «теологии» в праве именоваться наукой, как другим гуманитарным дисциплинам. С этим мнением мне трудно согласиться.

Однако в православном сообществе с «теологией» явно связаны завышенные ожидания: не учитывается, что светская дисциплина имеет мало общего с семинарским курсом «Богословие» и неизбежно будет отягощена «вредными», с точки наших неуемных ревнителей, знаниями. У меня вызывает опасение и развернутая отдельными духовными лицами необъективная критика религиоведческой специализации в системе светского образования, противопоставление  «плохого» религиоведения «хорошей» теологии. Между тем, именно эта специальность могла бы временно стать прибежищем для теологов, желающих обучаться в аспирантуре.

Но главный вопрос состоит совершенно в другом: кому нужен этот «теологический стандарт»? В светском обществе «теология» как специальность абсолютно не востребована. Остается открытым вопрос о потребности в таких светских «теологах» в епархиях РПЦ. Кто рискнет допустить их к преподаванию, например, в семинариях? Как известно, успех любого начинания связан с социальным заказом на него, возможностью реализовать приобретенные знания. Пока же студенты-теологи остаются заложниками вновь обострившегося конфликта радикалов от «науки» и «религии».

Протоиерей Максим Хижий — клирик Владимирской епархии, религиовед, канд.философ. наук

Версия для печати