Отношения между Россией и НАТО действительно размораживаются. Но как замораживание было актом символическим и не более того, так и размораживание не имеет какого-то существенного материального содержания. Это напоминает историю десятилетней давности, когда после начала военной акции НАТО против Югославии Россия заморозила отношения с альянсом, а потом через какое-то время они начали плавно размораживаться, и потом уже никто про Югославию не вспоминал. Нынешняя ситуация не совсем идентична, но, думаю, по сценарию развития событий будет нечто подобное. Реальное сотрудничество в тех сферах, где оно есть, а это, прежде всего, связано с операцией НАТО в Афганистане, происходит формально с альянсом, а фактически на двустороннем уровне с конкретными странами-участницами. Скажем, транзит грузов через территорию России идет по линии двусторонних договоренностей с Германией, с Испанией. Что касается политики, то, конечно, главным фактором является то, как будут выстраиваться отношения России и новой администрации Соединенных Штатов. НАТО как самостоятельного субъекта в российской политикене было и не будет, как мне кажется.
Новая администрация США неоднократно говорила, что Афганистан и Пакистан для них – один из самых главных приоритетов. Соответственно, в этом направлении, наверно, активизация сотрудничества возможна и это влияет на отношения с НАТО в позитивном направлении. Но опять же под крышей НАТО реально развиваются отношения с ключевыми странами, а не с организацией в целом.
Думаю, что сейчас идет торг вокруг операции в Афганистане – не знаю, идет ли он в реальности или пока виртуально. Направлений, по которым Россия может что-то получить от США, немного. Просто так по причине совпадений интересов в Афганистане Россия не будет делать никаких шагов. Но более сложные договоренности скорее всего возможны, потому что объективно Афганистан – уникальное место, в котором совпадают интересы России, США, Европы, Китая, Индии и даже Ирана. Никто из этих стран не заинтересован в возвращении талибов. Как я понимаю, без участия России транзит осуществить довольно сложно. Есть альтернативный маршрут через Пакистан, но с ним большие проблемы, потому что в Пакистане совершенно непонятная ситуация. Степень контролируемости этой страны вызывает вопросы. Есть, очевидно, какие-то варианты без привлечения России, но с участием Центральной Азии, в частности, Узбекистана, но все это довольно сложно: Россия – это наиболее естественный и перспективный вариант.
В партнерстве с НАТО Россия находится в довольно выгодном положении, потому что, с одной стороны, она заинтересована в том, что делают США и НАТО в Афганистане, с другой, она имеет возможность дистанцироваться и лично не участвовать. А так Россия, в первую очередь, заинтересована в том, чтобы НАТО не расширялось. Но это тоже вопрос отношений скорее с ключевыми странами альянса.
В силу разных обстоятельств тема расширения НАТО сейчас менее актуальна на ближайший год-два. Надо сказать, что сами соответствующие страны сделали все возможное, чтобы помешать себе же добиться результата. Новая администрация, конечно же, от цели расширения НАТО не откажется ни в коем случае, но думаю, что в списке приоритетов это будет уже не так высоко, как у Буша, и вряд ли продвижение этой цели будет носить такой же агрессивный характер, как это было у предыдущей администрации. То есть цель остается, и никто от нее не откажется, но сроки и конкретные формы реализации, наверно, будут корректироваться.