Православный епископ в своем регионе — фигура властная, бесконтрольная, его судят по его поступкам и особенно высказываниям, и принимают обычно все, что сказано и сделано, каким бы самодурством это ни отдавало. Такова психология отношения простых граждан и чиновников к православному архиерею, которая не изменилась, наверное, с древних времен — достаточно почитать Лескова.
Одни епископы известны своими проповедями и культурными акциями, а другие тем, что изображают духовную власть, стараются воспитать и приструнить российского чиновника. Таков и епископ Пермский и Соликамский Иринарх (Грезин).
Он известен в Пермском крае, как требовательный и авторитарный человек. К примеру, епископ борется за помещения бывшего военного института, где раньше располагалась семинария, а также за то, чтобы часть помещений нынешние владельцы продали епархии со скидкой. В январе этого года Иринарх потребовал передать в собственность епархии здание Богоявленской церкви в Соликамске, в котором в настоящее время расположен Музей древнерусского искусства. При этом он резко раскритиковал местных руководителей. В начале 2009 года епископ Иринарх «съел» специалиста краевой администрации Владимира Конева, который был переведен на другую работу, за то что работал не только с православной епархией, но и с религиозными меньшинствами.
Впрочем, назвать меньшинством другие неправославные христианские церкви Перми язык не поворачивается. В Перми располагается крупнейшая протестантская пятидесятническая община Урала — Пермская епархия христиан веры евангельской (ХВЕ) или Церковь «Новый Завет», что крайне раздражает епископа Иринарха. Возглавляет эту церковь пятидесятнический епископ Эдуард Грабовенко, в самой общине более 3 тысяч человек постоянных прихожан — вряд ли в Перми наберется столько сознательных православных активистов.
С 2006 года епархия Московской патриархии выступала против Пермской епархии ХВЕ. По инициативе некоторых чиновников и под влиянием епископа Иринарха церковь «Новый Завет» хотели лишить здания в центре города, однако пятидесятникам удалось отстоять свое здание, а это огромный бывший Дворец культуры имени Ленина в центре Перми, отремонтированный протестантами.
Мало того что протестантская церковь заняла прочное место в религиозной и общественной жизни города (в начале 2000-х годов церковь «Новый завет» даже поддерживала на выборах своего кандидата в мэры), так чиновники еще и не спешат отдавать епархии РПЦ МП собственность и храмы, предприниматели не спешат давать скидки и пожертвования, а предмет «Основы православной культуры» ни у кого не вызывает энтузиазма.
Раздражение, возможно, ярость ото всего происходящего вокруг и стала причиной открытого письма епископа Иринарха против толерантности. Возможно, поэтому оно нелогично и полно абсурдных рассуждений — от «медицинского толкования» толерантности до представления о том, что будто бы протестантская культура навязывает чуждую веру и терпимость к «любым проявлениям человека». Епископ даже утверждает, что «некоторые религиозные деятели призывают к терпению безнравственности, бездуховности, подрыву традиционных нравственных устоев народа и народной культуры». Кого епископ имеет в виду, но не может назвать? Иринарх пишет: «В учебниках школьников США данные о роли гомосексуалистов в истории и современном обществе показаны наравне с афроамериканцами и аборигенами». Кого епископ больше ненавидит в данной ситуации — афроамериканцев или гомосексуалистов, — остается неизвестным. Наконец, епископ Иринарх противопоставляет толерантность свободе совести, которую все-таки надо соблюдать, но получается без толерантности. Епископ делает явный намек для чиновников, указывая, что воспитание в духе «западной толерантности» может повредить госбезопасности.
Одно такое письмо — и епископу не обязательно заниматься церковным образованием, налаживанием связей с обществом, интеллигенцией и с другими христианами. Влияние главы епархии, его государственническая позиция прозвучали в его властном крике. О последствиях можно не думать, а патриарх Кирилл наверняка заметит.