Процесс превращения РПЦ в богатейшую корпорацию идет полным ходом с начала 1990-х годов. Церкви передавалось все имущество и все здания, которые власти были в состоянии отдать, а в некоторых случаях епархии отнимали у музеев помещения, как в случае с Рязанским кремлем. Наконец настал момент, когда земля и здания, до революции и в советское время бывшие собственностью государства, будут собственностью Московской патриархии. В России возникнет государство в государстве, но интересы светского и церковного переплетутся так, что сложно будет разобрать, где листья, кроны и ветки одного, а где другого дерева.
Сама РПЦ МП и Минэкономразвития вели дело к упорядочению владения землей и собственностью. В сентябре 2004 года Госдума РФ приняла закон, который разрешал религиозным объединениям оформлять землю в бессрочное пользование, причем не только под церквями, но и земли, имевшие хозяйственное назначение и принадлежавшие Церкви до революции (монастырские). Концепция нынешнего закона о передаче зданий в собственность была принята за основу еще 25 октября 2005 года на заседании Комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ. Главным его лоббистом можно назвать управляющего делами Московской патриархии митрополита Калужского и Боровского Климента. Владыка Климент чаще других представителей РПЦ МП выступал с подробным изложением «неурегулированности» вопроса о передаче имущества Церкви. И как член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ, и как член Общественной палаты РФ митрополит Климент отмечал абсурдность ситуации, в которую попали приходы и монастыри. По словам владыки Климента, «православный приход должен предпринять неимоверные усилия, затратить большие материальные средства — чтобы в результате получить в дар от государства разрушенные или полуразрушенные здания храмов и монастырей. А в том случае, когда приход уже восстановил на свои собственные средства (редко когда эти средства бывают значительными — обычно на храм собирают "всем миром") и затем решил оформить, наконец, передачу здания общине, — этот приход оказывается в роли одариваемого государством. И в дар преподносится плод трудов членов самого же прихода. Ситуация, по меньшей мере, вызывает недоумение» (интервью митрополита Климента сайту «Патриархия.ru» 24 июня 2005 года).
Возникает вопрос: будут ли переданы Церкви в собственность построенные за счет бюджетных средств недавние «новоделы» — кафедральные соборы и простые храмы по всей России. Цена вопроса заключается далеко не только в передаче самих храмов. Епархии и приходы РПЦ МП смогут также стать собственниками земли и движимого имущества — «внутреннего убранства культовых зданий и сооружений или предметов, предназначенных для богослужебных и иных религиозных целей». На основании заявлений приходов им будут переданы те здания, которые находятся в их пользовании. Это так называемые непрофильные объекты, такие как дома причта, пекарни и воскресные школы, которые обеспечивают архитектурную или территориальную целостность уже построенного или взятого в бессрочную аренду у государства религиозного комплекса.
Конечно, МЭРТ стремится сделать государство эффективным собственником, которое не платит за то, чем оно не владеет и не пользуется. Это значит, что Церковь отныне будет содержать все объекты, находящиеся в ее пользовании, сама. При этом пока остается открытым вопрос, будет ли Церковь платить налоги за всю свою собственность, прежде всего ту, которая не имеет прямого религиозного назначения.
Определенные серьезные проблемы, которые возникнут в связи с передачей такого массива собственности, прекрасно сознают в патриархии. Пресс-секретарь МП священник Владимир Вигилянский, комментируя закон, отметил, что, например, сдача собственности в аренду кому-нибудь полностью зависит от архиерея (патриарх Алексий разрешал это делать лишь в исключительных случаях). Отец Владимир справедливо подчеркнул, что, получив имущество в собственность, Церкви придется произвести экономическую реформу: «Если в крупных городах Церковь готова принять храмы в собственность, то в селах очень много приходов, которые не смогут самостоятельно содержать храмы. Все это побудит пересмотреть экономику Церкви, чтобы помочь бедным регионам содержать здания в надлежащем виде». Однако практически в каждой епархии частично сдаются помещения семинарий, архиерейских домов, подворий, перестроенных церквей и т.д., полученные от властей. Возникает и другой непраздный вопрос: а что будет в РПЦ через 10 лет, ведь по закону новый собственник не имеет права лишь в течение десяти лет изменять назначение возвращенного имущества и передавать его третьим лицам.
РПЦ ждет не только переоформление, но и передел собственности, особенно самой дорогой и в хороших местах, конфликты вокруг имущества и средств, получаемых от него. Для того чтобы общество в очередной раз не осудило Церковь и не выступило против нее, а также для того, чтобы бедные храмы не разрушились окончательно, патриарху Кириллу нужно будет проявить всю свою волю. Но на этот раз в отличие от скандалов 1990-х годов его деятельное участие в разделе и управлении собственностью РПЦ будет более чем очевидно и даже оправданно.