После Синода 31 марта у патриарха Кирилла есть уникальная возможность, которая, к сожалению, не доступна светским руководителям, навести порядок в своей организации и самому контролировать происходящее, а значит, и отвечать за него. И патриарх, похоже, к этому вполне готов.
Никакие подозрения в том, что Святейший Кирилл желает быть диктатором и полностью игнорирует мнение Священного синода или же будет жестко расправляться со своими врагами, не оправдались. В своих решениях Кирилл опирается на «старую гвардию» — это не люди патриарха Алексия II, это не противники и не близкие друзья, это просто «старая церковная гвардия». Таковы постоянные члены Синода — митрополит Московской области Ювеналий, митрополит Украины Владимир и также Владимиры, митрополиты Молдовский и Санкт-Петербургский и Ладожский. Можно ли трактовать снятие митрополита Климента (Капалина), папабиля номер два на Поместном соборе, как расправу? Лишь отчасти, поскольку, похоже, как на Поместном соборе Климент был неопасен для Кирилла, так он не опасен для него и сейчас, да и вообще он не опасен.
Главный враг патриарха Кирилла в настоящее время — не отдельные его недоброжелатели, которые есть и будут, а как это ни странно — сама церковная структура Московской патриархии, административная и финансово-хозяйственная неразбериха, система личных связей, отношений и подношений. Это тормозит не только развитие нормальных и масштабных самостоятельных именно общецерковных проектов, но и делает саму Московскую патриархию просто резиденцией патриарха в Переделкино и в Чистом переулке, где есть павлины, любимые собаки, повара, прислуга, а также печати и штампы. Страшно сказать: при патриархе Алексии II существовал лишь один широко и организованно действующий отдел — Отдел внешних церковных связей. Патриарх Кирилл, естественно, желает построить многопрофильную и работающую в общероссийском масштабе административную систему. Для этого были созданы новые отделы, были привлечены те, о ком уже давно говорили как о счастливых претендентах на высшие должности — отец Всеволод Чаплин, епископ Иларион (Алфеев), теперь постоянный член Синода по должности, епископ Зарайский Меркурий, который служил с Кириллом в Калининграде, епископ Егорьевский Марк. Архимандрит Тихон (Зайцев) и епископ Мордовский Варсонофий разгребут всю финансовую отчетность РПЦ МП, которая сама по себе в чистом виде не приносит никакой прибыли, а один убытки. Это парадокс, но об этом многие годы говорили бухгалтера Московской патриархии и сам патриарх Алексий в своих докладах, что прибыль непосредственно РПЦ МП идет, в основном, на содержание Московской и Санкт-Петербургской духовных академий. На 2006 год, как отмечала главный бухгалтер Московской патриархии Наталья Дерюжкина, эти расходы составляли всего 60 млн рублей. При этом, по оценкам исследователя Николая Митрохина, годовой оборот всех приходов РПЦ МП составляет около 100-150 млн долларов, и это не считая различных спонсорских средств.
Судя по решениям Синода, патриарх Кирилл осознает, что недостатки организации и финансов создают проблемы в осуществлении социальной, образовательной и информационной работы Церкви. Для этого были созданы новый отдел для отца Всеволода Чаплина, отдел для молодого и перспективного главного редактора «Фома» Владимира Легойды, чем-то по манере красиво и умно говорить похожего на патриарха Кирилла, проект по борьбе с алкоголизмом и т.д. Что касается Межсоборного присутствия, которое будет готовить для обсуждения Соборов самые животрепещущие проблемы церковной жизни, то, зная Кирилла, стоит заметить: площадка для диалога — не означает сам диалог.
Самый важный результат Синода 31 марта — появление в Московской патриархии того, чего не было никогда, в том числе и при патриархе Алексии II, и о чем, скорее всего, ни один предыдущий патриарх даже и не помышлял из-за собственного нежелания менять статус-кво или же из-за тяжелых царских или советских времен. Патриарх Кирилл создал сплоченную команду, которая встала во главе Московской патриархии. Будет ли она управлять всей церковью, со всеми ее епархиями и приходами, — вопрос открытый.