НОВОСТИ

9 ИЮЛЯ 2009 г.

Особенность политического мировоззрения патриархии во главе со святейшим Кириллом заключается совсем не в том, чтобы сделать Церковь государственной. Патриарх Кирилл, еще будучи митрополитом, по-своему старался предотвратить полную идентификацию Церкви с государством, понимая какие опасности это в себе таит. В результате на протяжении последних двадцати лет патриархия и отдельные епархии используют государство в качестве дойной коровы, заставляя помогать себе и заставляя заставлять других. Дистанцирование от власти, при этом, приводит не к сближению с обществом, а к тому, что Церковь может сотрудничать с любой властью, которая принимает православие как политический инструмент (от царей до Сталина и Путина).

Идеология «русской цивилизации», разработанная митрополитом Кириллом, пока не сделала Церковь зависимым политическим институтом и позволила ей относительно «на равных» разговаривать с Кремлем. Об этом политическом пути РПЦ МП митрополит Кирилл говорил, выступая 7 июня 2006 года перед активистами партии «Единая Россия» по приглашению ЦК партии.

В настоящее время партия «Единая Россия», как заметил политолог Дмитрий Орешкин, начала использовать Московскую патриархию в своих пиаровских целях, чтобы придать своим законодательным инициативам эффектное нравственное оправдание.

В свете прошлых выступлений митрополита Кирилла перед ЦК партии «Единая Россия» эта позиция полностью вписывается в представления церковного начальства о том, что единственная сила, на моральный авторитет которой могут ссылаться политики – это РПЦ МП. Виртуальное присутствие иных религий в общественном пространстве лишь декларируется, но в реальности они не допускаются к руководящей роли в рамках «русской цивилизации».

Политизация Московской патриархии, закрепление ее влияния в конкретных формах влечет за собой множество последствий, которые скорее разрушают монолитность связки РПЦ МП и государства. Сближение депутатов, сотрудников администрации президента РФ, губернаторов и церковных иерархов приводит к тому, что Церковь в реальности начинает нести ответственность за политические решения и принимать в них участие. Церковная политика, как и всякая другая, вызывает критику, оппозицию и движения против клерикализации и за светское государство. Кроме того, большинство тех, кто уважает православие как культуру, далеко не всегда готовы выполнять предписания Церкви, и тем более голосовать за депутатов от «Единой России» только потому, что их морально поддерживает патриарх Кирилл. Все скорее произойдет прямо наоборот.

Встреча патриарха Кирилла 8 июля с главой комитета Госдумы РФ по труду и социальной политике Андреем Исаевым и секретарем президиума Генсовета «Единой России» вице-спикером Госдумы Вячеславом Володиным, в ходе которой они обещали согласовывать планы работы думцев с Церковью, также спровоцировала политическое размежевание по признаку отношения к светскому государству в России. Характерно высказывание «яблочника» Виктора Шейниса. Он был бы против таких консультаций с РПЦ МП, так как является «убежденным сторонником светского государства, а со стороны Русской православной церкви в последние годы очевидна экспансия в государственную жизнь». Аналогичного мнения по поводу соблюдения светскости государства и привлечения к социальном партнерству представителей других религий придерживаются представители КПРФ – губернаторы-коммунисты в большинстве регионов России (сейчас такой пример – Владимирская область) проявили себя последовательными сторонниками свободы совести, противниками заигрывания с РПЦ и дискриминации всех остальных как «сектантов». Последующие действия РПЦ МП, которые естественны в рамках построения «русской цивилизации», будут провоцировать конфликты и еще большую антиклерикальную общественную реакцию.

Версия для печати