В целом общественность не против обсуждавшихся на круглом столе инициатив, но, по мнению значительной части экспертов и представителей христианских конфессий, нельзя проводить эти нововведения административными методами с помощью государства. Тем более что отсутствуют учебники по ОПК (никто не знает, как по существу будут экспериментировать над детьми), а существующая практика преподавания православия в школах и внедрения православного воспитания в армии приводила в некоторых случаях к враждебному отношению к иным конфессиям как к «сектантам».
Поэтому очень позитивно были восприняты слова отца Всеволода Чаплина о том, что и религиозному большинству, и религиозному меньшинству пора прекратить «войну всех против всех». По словам представителя Церкви, «православный священник должен помочь любому верующему найти дорогу к своему пастырю».
Пожалуй, впервые научная общественность, сторонники светского государства и свободы совести услышали ответ священнослужителя высокого ранга на свои вопросы. И впервые ответ был скорее примиряющим. К примеру, отец Всеволод Чаплин особо отметил, что «начиная диалог, надо иметь в виду, что любая христианская группа может получить адекватное присутствие в армии, школе и в СМИ».
Беспрецедентное выступление отца Всеволода Чаплина перед аудиторией, критически настроенной по отношению к «православной государственной идеологии» (против идеологизации православия высказался, кстати, и сам отец Всеволод Чаплин), стало небольшим, но прорывом в отношениях Церкви и части критически настроенного ко многим деяниям Московской патриархии общества. Кажется, Церковь начинает меняться не только на словах, в проповедях и выступлениях патриарха Кирилла, но и в реальности. Как отметил отец Всеволод Чаплин, «наше общество разнородно, но надо научиться сосуществовать друг с другом». Большая открытость Московской патриархии поможет преодолению исторической инерции, предубеждения интеллигенции и Церкви по отношению друг ко другу. Есть надежда,что происходит движение Церкви к тому, чтобы действительно стать Церковью всего народа, некой объединяющей силой (в силу традиции и масштабности организации) даже для тех, кто не принадлежит к ней или является верующим инославной христианской церкви.