Появление списка православной литературы, одобренной высшим начальством, давно является насущной необходимостью для Русской церкви. Хаос, который царил в этой сфере все постсоветские годы, объясняется во многом тем, что невозможно было постоянно следить за огромным потоком православной и околоправославной литературы, которая выпускалась как без прямого одобрения РПЦ, так и с благословениями отдельных епархиальных епископов.
У патриарха Кирилла есть воля и желание привести в порядок информационно-издательскую деятельность Церкви, а главное у него есть понимание того, что пришло время не только выпускать качественные книги, но и отсечь лишнее. А «лишнего», с которым раньше церковное руководство не хотело связываться, может набраться довольно много. В церковных и околоцерковных лавках часто можно найти литературу почище ваххабитской — это «патриотическая» литература о сионистских заговорах, антисемитские книги, брошюры и газеты, это литература в духе отлученного чукотского епископа Диомида, обличающего РПЦ в экуменизме и отступничестве, а светскую власть в сионизме и предательстве. Как и в 1990-е годы масса околоцерковной литературы обличает церковных руководителей в грехе экуменизма (целые брошюры были посвящены, к примеру, встрече патриарха Алексия II с раввинами в Нью-Йорке в 1991 году и т.п.).
Конечно, русские люди славятся своей нелюбовью к начальству и лишь внешним раболепством перед руководителями, но даже для плохо управляемой на местах Московской патриархии это слишком, когда в ее же приходах махровым цветом цветет диомидовщина и прочие весьма неаппетитные проявления правого радикализма.
Члены коллегии синодального Информационного отдела Московского Патриархата — это вполне авторитетные и образованные церковные деятели и журналисты, к которым у церковного сообщества нет претензий. Поэтому составление списка не создаст какой-либо проблемы для Церкви и внутри нее.