НОВОСТИ

14 ДЕКАБРЯ 2009 г.

Предстоятель РПЦ по праву может называться самым ярким человеком, своего рода явлением уходящего года. Пожалуй, ни один из российских патриархов не был столь деятелен, как Кирилл, не высказывался столь открыто по всем социальным и общественно-политическим вопросам, не был оратором и политиком, который даcт сто очков вперед любому светскому политику. Единственный пример, который приходит на ум, это патриарх Никон, однако ему, мордвину, не хватало интеллекта и дипломатичности, которыми обладает нынешний патриарх Кирилл, происходящий из интеллигентной петербургской священнической семьи.

Однако эта же дипломатичность патриарха Кирилла, его умение участвовать в интригах и быть своим в разных кругах могут сыграть с ним злую шутку. Вроде бы все прекрасно – многие ожидания, которые возлагались на главу Церкви сбываются, он не сбавляет, а даже наращивает темпы своей бурной деятельности, и море патриаршего обаяния захлестывает с экранов телевизоров восхищенную аудиторию. Кирилл сдвинул с мертвой точки многое из того, что ранее требовала Церковь – введение «Основ православной культуры» и института военного духовенства. Вместе с «Единой Россией» Церковь идет к «законодательному закреплению партнерства РПЦ и государства», к принятию законопроектов о передаче имущества религиозного назначения в собственность, к принятию поправок Минюста РФ, ограничивающих миссионерскую деятельность всех «нетрадиционных» верующих.

Выступления патриарха о миссии и социальном служении побуждают церковных людей к действию, вдохновляют молодежь, действительно делают РПЦ более открытой, пробуждают те силы, которые раньше дремали. То же самое происходит со многими, кто читает статью Медведева «Россия, вперед!». Вместе с тем, ничто не меняется в церковных структурах, в епархиях, в большинстве приходов, в основном, главным «демократом» остается патриарх, как и в случае с президентом РФ. На местах никто и не думает вводить никаких послаблений, никто не собирается давать никакой свободы и облегчать кому-то жизнь. Парадоксально, но общая тенденция идет в обратном направлении высказываниям патриарха и президента РФ – на всех уровнях закручиваются гайки. В религиозной сфере это выражается в том, что православность становится частью жесткой авторитарной идеологии чиновников. Патриарх Кирилл говорит о сильной, богатой, не зависимой от государства Церкви, а на местах идет слияние РПЦ и бюрократии, административный диктат в отношении школ, вузов, религиозных меньшинств с тем, чтобы страна хотя бы внешне соответствовала православным образцам. Владыка Кирилл с легкостью и шармом встроился в общую медведевско-путинскую политику благих намерений.

Версия для печати