НОВОСТИ

18 ФЕВРАЛЯ 2010 г.

Поддержка государством социального служения верующих вполне естественна. Да и вообще все те, кто занимаются благотворительностью и тратят свои средства на дела милосердия, обычно получают в развитых странах налоговые и иные льготы от властей. Однако в религиозной сфере все намного сложнее: перед чиновниками встает вопрос, какие религиозные объединения будут получать господдержку, а какие нет, поскольку государство не готово поддерживать всех. В Германии некоторые церкви (например, католическая, лютеранская и др.) имеют статус «корпорации публичного права», который позволяет преподавать в школах, получать субсидии от власти, в том числе и на реализацию социальных проектов. Все остальные религиозные объединения существуют вполне свободно, обладая базовыми правами, но господдержки не имеют.

Россия движется в направлении к более традиционалистскому государству с одной доминирующей религией – православием в лице Московской патриархии. Депутаты от «Единой России» не придумывают своим документом ничего нового, они по сути узаконивают ту ситуацию, которая уже существует: высшие и региональные чиновники, а под их влиянием и крупный бизнес помогают РПЦ и формально, и неформально. Положения Конституции РФ и Закона о свободе совести о светском государстве и равенстве всех перед законом, норма закона о госслужбе, запрещающая использовать служебное положение для поддержки какой-либо религии или идеологии – это все наши мечты о демократии. Мечты, которые мешают реальной жизни, мешают созданию православной идеологии. Для развития России нужна идеология – именно так считают авторы аналитического материала «Нравственная основа модернизации», подготовленного активистами Центра социально-консервативной политики партии «Единая Россия».

Законопроект о госпомощи избранным религиозным объединениям как социально ориентированным говорит о стремлении не только поддержать РПЦ МП, но и вообще государственными руками сделать из Церкви мощный общественный институт, которым она сейчас не является. У РПЦ нет в настоящее время развитой системы социального служения, нет крупных общецерковных проектов, а есть лишь несколько активных приходов на каждый регион. Чиновникам (светским и церковным, которых будет все больше) придется на бюджетные средства самими организовывать социальную работу Церкви. Только тогда РПЦ можно будет назвать достойным «социальным партнером» власти, а депутаты от «Единой России» смогут похвастаться, что их поддерживает общество и народ не только в лице патриарха Кирилла и канцелярии Московской патриархии, но и в лице богатых православных социальных центров и церковных чиновников в регионах, вскормленных самой властью. И никакой аудит не сможет разрушить эту идеологическую гармонию.

Версия для печати