Как подчеркнула в своем комментарии директор Национального института развития современной идеологии (НИРСИ) Галина Воронченкова, аналитический материал «Нравственные основы модернизации», подготовленный экспертами НИРСИ, является дискуссионным и не отражает официальную позицию партии «Единая Россия».
Скорее всего, это «пробный шар» — проверить, насколько общества готово к православию в качестве новой идеологии.
На самом деле попытка декларировать православную этику как основу модернизации России порождает много вопросов. Бесспорно культуро- и государствообразующее значение православия в истории России, высокие нравственные примеры людей святой жизни, начиная с свв. прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских и до новомучеников XX века. Закономерен расчет крупнейшей религиозной общины страны на поддержку со стороны государства, в то же время вполне логично выглядит и расчет правящей партии на поддержку со стороны крупнейшей конфессии. Тем более что и за примерами такого социального партнерства далеко ходить не надо. Вспомним хотя бы христианско-демократические партии, игравшие заметную роль в политической жизни освободившихся от тоталитаризма послевоенных Германии и Италии. Понятно примерно, что имееют в виду создатели документа. Но встает вопрос как. Как они себе мыслят достижение поставленных задач?
Во-первых, сам фундамент имеет большие трещины. В XX веке православная традиция в России была насильственна прервана. Населению после 70 лет государственного атеизма необходимо заново учиться православию. Я говорю о тех, кто так или иначе относит себя к православным. Актуальность трудов православных духовных академий 100-летней давности свидетельствует не только о богословской мощи Русской церкви накануне революции, но и о том глубоком упадке, в котором она находится сейчас. Святейший патриарх выдвигает образование, катехизацию, миссионерство как приоритеты церковной жизни. Но это еще только перспектива, задачи, ждущие своего решения, а отнюдь не уже решенные. Начинать надо не просто с нуля, а с минуса, преодолевая массу атеистических предрассудков. Не надо недооценивать мощь антирелигиозной пропаганды. Да, она была груба, лжива, кощунственна, но эффективна. Так же как, скажем, современная реклама.
Во-вторых, сама Православная церковь по своей организации, укладу жизни, до сих пор ориентирована на иерархическое, сословное общество. Не очень понятно, как она может сочетаться с демократическим обществом. Не видно убедительных современных примеров.
Скорее наоборот, мы видим, как жестоко ударил кризис по православной Греции, поставив под вопрос ее дальнейшее пребывание в Европейском союзе, в каком бедственном положении находятся другие балканские страны, как и Греция, являющиеся тяжелой обузой для Франции и Германии. Более-менее убедительные примеры мы можем наблюдать среди православных русской традиции во Франции или США. Но как показывают последние события в Ницце и Париже, их-то опыт и оказывается наименее приемлемым для современных Российской церкви и Российского государства.
В-третьих, православная этика основана на вере. Есть ли вера у населения России? Попытки извлечь из христианской этической ситемы только нормы поведения в обществе оказались непродуктивны. Вспомним хотя бы пресловутый моральный кодекс строителя коммунизма.
И наконец, кому адресована эта идеология? Народу? Соседям? Или создатели документа не исключают и себя? Вряд ли можно представить себе элиту без морального авторитета. Без убедительных современных нравственных примеров никакая идеология работать не будет. Кто готов их явить? Эксперты НИРСИ? Активисты «Единой России»? Дай Бог.