НОВОСТИ

19 ФЕВРАЛЯ 2010 г.

Как подчеркнула в своем комментарии директор Национального института развития современной идеологии (НИРСИ) Галина Воронченкова, аналитический материал «Нравственные основы модернизации», подготовленный экспертами НИРСИ, является дискуссионным и не отражает официальную позицию партии «Единая Россия».

Скорее всего, это «пробный шар» — проверить, насколько общества готово к православию в качестве новой идеологии.

На самом деле попытка декларировать православную этику как основу модернизации России порождает много вопросов. Бесспорно культуро- и государствообразующее значение православия в истории России, высокие нравственные примеры людей святой жизни, начиная с свв. прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских и до новомучеников XX века. Закономерен расчет крупнейшей религиозной общины страны на поддержку со стороны государства, в то же время вполне логично выглядит и расчет правящей партии на поддержку со стороны крупнейшей конфессии. Тем более что и за примерами такого социального партнерства далеко ходить не надо. Вспомним хотя бы христианско-демократические партии, игравшие заметную роль в политической жизни освободившихся от тоталитаризма послевоенных Германии и Италии. Понятно примерно, что имееют в виду создатели документа. Но встает вопрос как. Как они себе мыслят достижение поставленных задач?

Во-первых, сам фундамент имеет большие трещины. В XX веке православная традиция в России была насильственна прервана. Населению после 70 лет государственного атеизма необходимо заново учиться православию. Я говорю о тех, кто так или иначе относит себя к православным. Актуальность трудов православных духовных академий 100-летней давности свидетельствует не только о богословской мощи Русской церкви накануне революции, но и о том глубоком упадке, в котором она находится сейчас. Святейший патриарх выдвигает образование, катехизацию, миссионерство как приоритеты церковной жизни. Но это еще только перспектива, задачи, ждущие своего решения, а отнюдь не уже решенные. Начинать надо не просто с нуля, а с минуса, преодолевая массу атеистических предрассудков. Не надо недооценивать мощь антирелигиозной пропаганды. Да, она была груба, лжива, кощунственна, но эффективна. Так же как, скажем, современная реклама.

Во-вторых, сама Православная церковь по своей организации, укладу жизни, до сих пор ориентирована на иерархическое, сословное общество. Не очень понятно, как она может сочетаться с демократическим обществом. Не видно убедительных современных примеров.

Скорее наоборот, мы видим, как жестоко ударил кризис по православной Греции, поставив под вопрос ее дальнейшее пребывание в Европейском союзе, в каком бедственном положении находятся другие балканские страны, как и Греция, являющиеся тяжелой обузой для Франции и Германии. Более-менее убедительные примеры мы можем наблюдать среди православных русской традиции во Франции или США. Но как показывают последние события в Ницце и Париже, их-то опыт и оказывается наименее приемлемым для современных Российской церкви и Российского государства.

В-третьих, православная этика основана на вере. Есть ли вера у населения России? Попытки извлечь из христианской этической ситемы только нормы поведения в обществе оказались непродуктивны. Вспомним хотя бы пресловутый моральный кодекс строителя коммунизма.

И наконец, кому адресована эта идеология? Народу? Соседям? Или создатели документа не исключают и себя? Вряд ли можно представить себе элиту без морального авторитета. Без убедительных современных нравственных примеров никакая идеология работать не будет. Кто готов их явить? Эксперты НИРСИ? Активисты «Единой России»? Дай Бог.

Версия для печати