В статье первой части третьей закона «О противодействии экстремистской деятельности» говорится, что экстремистскими материалами являются труды руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии и фашистской партии Италии. Точка. Никакого специального запрета на «Mein Kampf» не требуется. Эти труды прямо запрещены законом. Мне интересно, что в данном случае устанавливал суд — то, что Гитлер автор книги, то, что книга является трудом, или то, что Гитлер руководитель партии.
Количество таких книг очень велико. Кроме того, можно спорить, но, в принципе, интуитивно понятно, что к трудам относятся, например, не только рукописные произведения, но и устные выступления — Геббельса или того же Гитлера. На этом основании, например, в свое время газета «Дуэль» получила предупреждение прокуратуры, за которое, в частности, была закрыта, потому что опубликовала расшифровку устной речи Гитлера на каком-то митинге. Интуитивно понятно, что трудом является любой текст, прямо или опосредованно произведенный кем-то из этих людей. Составлять каталог таких текстов бессмысленно. Именно поэтому такой запрет и содержится в законе, чтобы не множить сущности. Эти материалы a priori запрещены для распространения.
Я надеюсь, что будет опубликован целый ряд комментариев, и высшие судебные инстанции выступят с разъяснением по поводу того, чтобы суды и прокуратура не тратили государственные деньги, запрещая то, что a priori запрещено законом. Фактически это решение является имитацией антиэкстремистской деятельности. Прокуратуре нужно отчитаться, суду нужно отчитаться. Они берут то, что, по их мнению, не должно вызвать никакого протеста, и принимают такое решение, ставят себе галочки, но в реальности решение это бессмысленно.