"Русский православный патриот" Константин Переверзев, как только был задержан органами правопорядка, сразу объявил о своем православии и патриотизме. Переверзев был нетрезв, но вполне вменяем, его нападение не было случайным. И если даже оно не было спланировано, то оно получило отчетливое идеологическое обоснование из уст самого нападавшего.
Примечательно, что столь "патриотическое"
нападение было совершено на человека
практически беззащитного физически,
хотя и чрезвычайно сильного духом. За
последние три месяца Людмилу Алексееву
неоднократно показывали по телевидению,
ее фото публиковалось в различных СМИ
и Интернет-ресурсах (главным образом в
связи с митингами оппозиции на Триумфальной
площади, в том числе в запоминающемся
образе Снегурочки). Алексеева стала
символом отстаивания своих прав, голосом
гражданского общества в современной
России, которому чужды национализм и
ксенофобия.
К большому сожалению для
нашего общества, действия и слова
обидчика в значительной степени
характерны для определенной радикальной
патриотической среды, в том числе
связанной с православием. Достаточно
вспомнить православных консерваторов
— бывшего епископа Чукотского Диомида,
отлученного от Церкви и лишенного сана,
Константина Душенова, главного редактора
газеты "Русь православная",
осужденного по ст. 282 УК РФ за разжигание
межнациональной розни. Эти люди и целый
ряд других менее известных деятелей
известны своими антисемитскими взглядами,
осуждением нынешнего руководства
Русской православной церкви за экуменизм
и открытость обществу, кликушескими
речами о мировых жидо-масонских заговорах
и т.д.
Обвиняемый Переверзев был
алтарником в одном из храмов Московской
области, 7 лет учился в Православном
Свято-Тихоновском гуманитарном
университете, из которого был отчислен
за неуспеваемость. Заведующий кафедрой
сектоведения этого православного
заведения, Александр Дворкин, неоднократно
публично обвинял Людмилу Алексееву и
МХГ в защите прав религиозных меньшинств
и мировоззренческой свободы в России.
А Людмила Алексеева подавала на него в
суд.
Преступление Переверзева носило
провокационный и осознанный характер
— он как бы показывал пример другим и
демонстрировал свое отношение к
происходящему как "православный
патриот".
Высказывания "патриота"
после его задержания в отделении милиции
дают довольно ясную картину его
мировоззрения, которое можно
охарактеризовать как крайний национализм,
оправдываемый православием и воспитанный,
в том числе, и на православной почве.
На видеокассете, которая содержится
в уголовном деле как вещественное
доказательство, видно, что нападавший
находится в состоянии опьянения и
агрессивен по отношению к окружающим.
Помимо отборного мата, Переверзев
постоянно ругает "жидов", которых
"Сталин мало перестрелял". Он
говорит: "Я, русский православный
человек, живу в жидо-мусульманской
оккупации".
Из обрывков его речи
очевидно, что это позиция, поэтому сложно
оценить его нападение как банальное
хулиганство. Патриарх Кирилл и многие
представители Московской патриархии
не раз говорили о необходимости бороться
с такого рода "патриотизмом" в
церковной среде, с православным
сектантством, которое дискредитирует
Церковь и саму веру, но подобные настроения
продолжают бытовать в определенных
православных кругах.
Независимо от
того, будет ли осужден нападавший или
нет, это дело — хороший повод задуматься
над тем, насколько серьезно священноначалие
занимается анализом таких явлений и
насколько последовательно пытается им
противостоять. Кредит доверия, которым
обладает в российском обществе Русская
православная церковь, позволяет ей
критично относиться к такому поведению,
публично вразумлять таких людей и,
наконец, решать проблемы вместе с
обществом.