Разговоры в итальянской прессе о создании нового Папского совета вряд ли можно счесть сенсацией. Идея «новой евангелизации» давно занимает умы католических богословов и иерархов. Павел VI уже начал об этом говорить, потом идею подхватил Иоанн Павел II, близка она и нынешнему папе. В самом деле, католицизм сейчас на подъеме в Африке и Азии, а в Латинской Америке его заметно теснит протестантизм. Что уж говорить о старушке Европе, где скандал с католиками-педофилами показал всю степень недоверия европейцев к Ватикану. В преддверии визита папы в Британию пошли даже разговоры, что неплохо было бы завести там на него уголовное дело. Надо как-то возвращать Европу к вере, размышляют католики, но как?
Насколько я знаю, инициатором создания Совета выступил патриарх Венеции кардинал Анджело Скола. А он не раз вполне конкретно рассуждал о «новой евангелизации». Вроде того, что церковь на Западе превращается в институт, аналогичный бизнес-корпорации, и надо обновить приходскую жизнь, сделать церковь ближе к людям, лишить ее бюрократической ментальности. И тогда люди к ней потянутся. Соображение здравое, но чтобы воплотить его в жизнь, церкви придется много в себе поменять. Готова ли она к этому под началом папы-консерватора? Но уже то хорошо, что она, судя по речам Сколы, пытается решить проблему, начав с себя. Правда, не совсем ясно — поможет ли в этом деле создание новой папской структуры. С бюрократией собираются бороться бюрократическими мерами?
Вот православная церковь у нас тоже вроде понимает опасность отчуждения от людей, сам патриарх об этом говорит. Но что-то не очень заметны перемены в приходской жизни. Структуры всякие плодятся, это да. Но еще больше церковь озабочена решением других вопросов, реституцией церковной собственности, скажем. Тут неплохо было бы не ругать Европу за ее безбожный секуляризм, а присмотреться, в чем его причины. Не в том ли, что Ватикан слишком самозабвенно предавался иллюзиям земной власти, за что и расплачивается по сей день? И сделать для себя правильные выводы.