У Церкви фактически нет своих кадров для осуществления грандиозных социальных инициатив патриарха Кирилла, в особенности молодых, которые для этого и нужны. Прошедшие полтора года с момента избрания нового патриарха – это время, когда РПЦ ставила задачи, а глава Церкви, иногда на грани эпатажа, создавал имидж энергичного привлекательного православия. Печать православия поставлена на всем, церковное одобрение или неприятие коснулось всего, прежде всего политики, социальных проектов и вопросов имущества.
Церковная «партия» поставила задачи по созданию новой православной страны, а исполнять эти задачи будут комсомольские командиры наших дней – православные бригады. Молодежные команды нужны каждой епархии в России, активисты нужны большинству приходов РПЦ, где социальной работы вообще не ведется и без указания сверху даже и не предполагается. Без организации системы православного лидерства среди мирян — команды «Ц» — все проекты патриархии так и останутся на бумаге или их с натугой, преодолевая общественное возмущение и конфликты, будет исполнять государство.
Безусловным плюсом в начале осуществления большой молодежной программы РПЦ является то, что пилотный проект по подготовке православных молодежных лидеров запущен под эгидой Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при московском Свято-Даниловом монастыре на базе РГСУ. Именно у этого центра накоплен огромный опыт как работы с подростками в рамках скаутских лагерей, разного рода организаций, так и социальной работы, в частности, по профилактике наркомании и алкоголизма (этим занимается игумен Иона (Займовский), созданию клубов по интересам (театральной студии, шахматного клуба) и т.п. Патриарший центр – единственное церковное подразделение, которое столь комплексно решает социально-миссионерские задачи. В России больше такого нигде нет, и опыт Даниловского центра может помочь наладить работу в епархиях.
В Церкви уже есть масса небольших православных молодежных организаций, таких как «Колокол», «Сретение», «Георгиевцы!», команда Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, молодежный центр при Марфо-Мариинской обители. Самое крупное и живое движение – Братство православных следопытов, в рамках которого развивается скаутское движение. Братство создано в 1991 году, но лишь в марте 2010 года Синод РПЦ впервые обратил на него внимание и рекомендовал развивать его деятельность в епархиях. На этом же Синоде было решено создать при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества Совет православных общественных объединений, которых в реальности в России почти не существует. То есть гражданскую активность Церкви все равно должна инициировать та же молодежь.
Православное молодежное движение, еще толком не родившись, уже страдает коренными пороками. Прежде всего, все создается сверху, при поддержке государства, без расчета на какую-либо приходскую демократию и активность снизу. А поэтому и молодежь приходит в православные организации не из приходов и не из Церкви, и воспитывается попутно, а часто просто, как движения «Георгиевцы» или «Наши», молодых людей привлекают как статистов. Кроме того, существует опасность превращения молодежи в политизированный «церковный комсомол», как в православном корпусе движения «Наши». И наконец, в особенности, в епархиях православная молодежь часто служит совсем не социальным целям – она становится гвардией для акций по праздникам и боевой дружиной по борьбе с другими верующими в России – с «сектантами».