Все думали, искали решение этой головоломки с задержанными в США, а она пошла по прецеденту, по самому простому пути: не мудрствуя лукаво, взять и обменять. Я считаю, что это практично, правильно, и в основе лежит, конечно, идея, что эти люди должны выйти на свободу. Все остальные соображения, а их много, все осложнения отложены в сторону. Это плюс, это говорит о решительности подхода и желании покончить с этим досадным эпизодом в отношениях между Россией и США. Самое интересное — список тех, кого выдают.
США согласились взять Сутягина под защиту по гуманитарным соображениям. Конечно, для Сутягина это плохо, но, я думаю, потом будут разъяснения на этот счет. Наверно, можно было бы в каждом конкретном случае разбираться, упираться, ставить под вопрос, шпион ли он (на мой взгляд, он, конечно, не был шпионом в традиционном понимании, но сейчас это понятие вообще стало размыто, после этого случая), но просто чтобы не срывать всю сделку, решили не доказывать, что он не шпион. Эти вещи надо делать быстро, а объяснения уже искать потом. Юристы помогут, я думаю, американцы потом выскажутся, что он, конечно, никакой не шпион.
США тоже ищут способы выхода из ситуации. Им-то много труднее решить этот вопрос — там есть юридические сложности, цейтнот: если будет уже принято судебное решение о том, что их следует задержать, не отпускать под залог и так далее, поезд может уйти, и Обама ничего не сможет сделать, кроме как помиловать потом, после осуждения. Но это может длиться очень долго и мучительно для этих людей. Поэтому с учетом всех странностей я считаю, что это блестящее решение. Все было сделано быстро и решительно. А ведь наши люди по долгу службы не могут признаваться в шпионаже, согласно присяге. Они в тюрьме, изолированы, у них нет информации. Так что все сделано гуманно и хорошо.
У Сутягина же в результате этой истории появилась, можно считать, дипломатическая неприкосновенность. История с ним закончена. Потом с него можно будет снять обвинения, признание, которое он был вынужден подписать. На то и существуют адвокаты, чтобы находить выход. Он объяснит на Западе, что с ним случилось, и, я думаю, спецслужбы тоже подтвердят, что он не был никаким агентом, и, может быть, даже опубликуют подробности этой странной и долгой истории. Там тоже не ангелы — бывает так: человек ничего не знает, а его зачислили. Слава Богу, у американцев принято разбирать и проводить расследование деятельности разведки через Конгресс и другие структуры. У нас, увы, этого нет, но, может быть, и мы когда-нибудь будем открыты в этом вопросе.