В социальной сфере Церковь честно отстаивает свои интересы, а поэтому нет ничего удивительного в том, что глава отдела Московской патриархии по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеймон (Шатов) предлагает предоставить еще большие льготы приходам для занятия социальной работой.
В настоящее время, несмотря на клич о новой миссии РПЦ и призыв к воспитанию социальных работников на приходах, у патриархии чрезвычайно мало лидеров среди священнослужителей, которые могли бы поднять весь пласт общественной деятельности прихода, монастыря, епархии. В РПЦ в этом смысле все зависит от лидера, так как необходимость социального служения до сих пор не осознается в качестве отдельной задачи общины (если эта община вообще есть). Детскими домами, помощью бедным и старикам, бомжам и т.д. занимаются яркие батюшки, которые без этого не могут, такие как отец Николай Стремских в Саракташе Оренбургской области или же отец Андрей Воронин в Нерехте в Костромской области, которые работают с детьми и помогают всем неимущим. А приход отца Георгия Эдельштейна в Карабаново Костромской области, например, всегда служил приютом для заключенных. Такие общины, большие и малые, разбросаны по всей России, есть они и в Москве, но их не более нескольких сотен.
Социальной работой священники занимаются не от богатства, а от осознания важности христианского служения для общества, чтобы вера наполнялась делами и приход или монастырь встал в центре жизни поселка, городка или района. При современном состоянии дел в Церкви представители патриархии хотят, чтобы большинство приходов, по крайней мере, средних и крупных, были признаны социально ориентированными организациями. В результате многие приходы государство за ручку в добровольно-принудительном порядке приведет в детские дома, приюты, больницы, дома престарелых и т.п. именно для занятия социальной работой, а не просто для молебнов и исповедей. Та работа, которую приходы уже ведут в социальных учреждениях и с департаментами соцзащиты, в рамках своих собственных проектов, получит дополнительный стимул в виде льгот.
Вроде бы все хорошо, однако, во-первых, Церковь фактически требует признать все церковные структуры социально ориентированными – ясно, что все хотят получить дополнительные льготы, в том числе для своих жертвователей – что приведет к тому, что при отсутствии системы социальной работы РПЦ будет создана лишь система использования льгот.
Во-вторых, Церковь добивается на практике льгот только для некоторых религиозных организаций. Как заявляла в ходе принятия поправок к Закону об НКО в начале года юрист Московской патриархии инокиня Ксения Чернега, доступ к статусу социально ориентированной религиозной организации должны иметь лишь «традиционные» конфессии, то есть в реальности это и будет в основном РПЦ. Конечно, особый статус для социально ориентированных религиозных объединений есть в Германии, Чехии, Словакии и в других европейских странах, но доступ к нему имеют не только католики и лютеране, но и многие другие церкви, к которым государство относится не менее внимательно и с уважением. Современные российские чиновники не горят желанием уважать или даже знать, есть ли кто-либо еще на религиозном пространстве России.