К сожалению, я не была на этом симпозиуме в РАГС и могу судить о нем только по информации в СМИ. Безусловно, хорошо, что на нем присутствовали представители регионов и эксперты РАГС, однако мне не ясно, были ли приглашены на это мероприятие представители всех конфессий, участвующих в апробации курса. И что также важно, были или не были участниками дискуссии о ходе эксперимента представители Министерства образования и науки, включая сотрудников системы повышения квалификации работников образования, через которую осуществлялась и продолжает вестись подготовка учителей. Информации об их присутствии или выступлениях в публикации на Credo.ru нет.
Безусловно, материалы социологического исследования, о которых шла речь, очень полезны, и я надеюсь, что они будут доступны хоты бы тем, кто непосредственно занимается работой по апробации. Их будет очень интересно сравнить с теми данными, которые по результатам первого этапа апробации представили регионы.
Естественно, этот новый курс и практика его преподавания вызывает вполне понятное беспокойство и у специалистов, и у общества в целом, однако, как я могу судить, в том числе и по своим собственным наблюдениям, в тех регионах, где проводится апробация, в целом сложилось позитивное мнение об этом курсе, и что очень важно и на что взрослые в пылу жарких споров не обращают внимания: детям этот новый предмет очень нравится. Это связано, думаю, как с самим содержанием курса, так и с тем, что сам предмет еще не стал школьной рутиной, и учителя прилагают максимум усилий для подготовки к занятиям, стремятся сделать уроки интересными и живыми.
Я согласна с мнением А.Е. Себенцова, что самое трудное – это «договориться о терминах». Курс должен иметь культурологический характер и не должен подменяться нечетничеством и муштрой под видом нравственного воспитания. Об этом говорит и новый стандарт начального образования. Сейчас нужно, конечно, готовить методические пособия для учителей, рабочие тетради, может быть, и книги для дополнительного чтения по курсу. Насколько я знаю, идет речь и о перераспределении учебной нагрузки на школьников начальной школы, то есть о возможности изучать предмет в четвертом классе не два часа в неделю в течение последней четверти, а – один час в неделю в течение двух четвертей учебного года – третьей и четвертой.