НОВОСТИ

18 НОЯБРЯ 2010 г.

Первое пленарное заседание, проходившее в конференц-зале гостиницы «Даниловская», оставило впечатление парада представителей поместных церквей. Много академизма, узнаваемых с полуслова мифологем и ментальных конструкций. В другие дни эта тенденция сохранилась. Возможно, организаторы постарались увести наиболее спорные, проблематичные вещи за скобки, в кулуары, а в открытой дискуссии только обозначить волнующие многих вопросов. Да, были важные доклады, затрагивающие тему сексуальной аскетики в браке, проблему «выгорания священника» и т.п. Но они шли по касательной. Да, в работе форума приняли участие действительно крупные ученые, мыслители, церковные деятели. Достаточно назвать имена Сергея Хоружего, Ольги Седаковой, протоиерея Иоанна Бэра (США), игумена Петра (Мещеринова). Но метафизического сквознячка не хватало.

По-настоящему интересной и важной оказалась речь патриарха Кирилла, по традиции открывшего конференцию. Он говорил о разрыве богословия и практики церковной жизни. О неспособности богословия актуализировать христианское послание. Патриарх считает, что Церковь должна войти «в контекст каждодневной жизни человека», научить его не стилизоваться под прошлое, а найти, например, в аскетике, некое соответствие сегодняшним реалиям. Богословы, по его мысли, должны помочь церковным руководителям в решении конкретных проблем.

Запомнилось выступление клирика Финляндской православной церкви Георгия Харконена о роли конфессий в современном обществе:

«Национальные церкви в Северных странах естественно хотят следовать своим традициям и оказывать влияние на общество, но окружающий мир меняется, и принцип сохранения однажды полученных привилегий все более становится «пустым звуком» – как в отношении религиозных общин, так и многих других общественных образований.

Критику, направленную ныне на религиозные институции, следует воспринимать со всей серьезностью, особенно если главным посланием церквей в Европе следует считать послание надежды на новую, интерактивную и адаптивную культуру… Самое существенное или лучшее в христианстве – это не его громоздкие административные или доктринальные структуры, а то общение живых людей, которое оно порождает. Мы должны помочь людям понять, что христианство призывает их не к принятию некоей идеологии, а к участию в свободе… Мы также не должны допускать, чтобы популизм или национализм оказывали поддержку авторитарному использованию политической власти. Существенно важно, чтобы любое усиление влияния церкви в обществе сопутствовало утверждению культуры открытой дискуссии внутри церквей».

Профессор Свято-Филаретовского института Давид Гзгзян выступил с любопытным докладом о «царстве ценностей»:

«Особенно важно, что ценность жизни в качестве верховной обнаруживает в новозаветной этике способность не только порождать поведенческую стратегию, чего не удавалось добиться в классической философской аксиологии, но еще и задавать производные ценностные качества. Мы помним, что проблема непрерывности ценностных качеств и уровней и способности высших задавать низшие также оставалась нерешенной, а может быть и нерешаемой, в рамках материальной этики ценностей. Верховная евангельская ценность – богоподобная жизнь способна задать всю иерархию и найти свое собственное выражение на каждом уровне. Так если статус высшей или сакральной ценности обосновывается для евангельского образа жизни способностью быть востребованным за счет поступков, которые могут убедить другого в том, что он действительно необходим субъекту нравственного действия, то очевидно, что такое поведение может быть только незапрограммированным, т.е. творческим; недетерминированным, т.е. свободным; и незамкнутым на себе, т.е. жертвенным. Соответственно вырисовывается ряд ценностных качеств: творчество, свобода, любовь, которые деятельно выражают ценность жизни как исполняющегося богоподобия. Эти качества жизни неотъемлемы друг от друга, чем подтверждается единство жизненного пространства, которое при этом может быть дополнено рядом высших ценностных модальностей: истина, абсолютное добро и красота, которыми в конечном итоге измеряются поведенческие усилия. Поскольку качество жизни есть в первую очередь деяние, утверждающее абсолютную востребованность человека, в центре системы ценностей оказывается именно нравственное измерение, с которым сопрягаются сферы постижения в истине и красоте».

Конференция, при всех своих минусах, имела и немало плюсов. Главный из них — интеллектуальное движение воздуха. К тому же, наработки форума будут использованы в работе Межсоборного присутствия. Так что какой-то практический выход все же есть.

 

Версия для печати