Создателям нового Всероссийского муфтията, вполне возможно, надоели постоянные, уходящие корнями в прошлое, разногласия между представителями существующих объединений мусульман России. Нормальному диалогу на официальном уровне и на уровне регионов часто мешают личные амбиции и интересы. Российскую ассоциацию исламского согласия создали те, кто нашел в себе силы встать над существующими противоречиями.
Кроме того, исламская умма склонна к постоянному делению в зависимости от того, какие духовные лидеры появляются в мусульманском сообществе и как они строят отношения с властями. Чем больше будет в стране мусульманских объединений, тем сложнее будет представителям власти контролировать этот мир. Уже сейчас чиновникам приходится лавировать между двумя Верховными муфтиями и заигрывать с влиятельным татарским исламом.
Очевидно, что новый Всероссийский муфтият не мог быть создан без одобрения или, по крайней мере, обсуждения в Администрации президента РФ, заинтересованной в существовании хотя бы одного объединения мусульман, которое было бы абсолютно лояльно чиновникам (а это в принципе невозможно, если только кратковременно).
Учитывая современное влияние РПЦ на Администрацию главы государства, создание нового муфтията должно отражать также и интересы РПЦ, которой необходим послушный и «единый для всех мусульман» глава «традиционной» религии. Немаловажно, что он должен поддерживать все проекты патриарха Кирилла и инициативы Церкви по строительству 200 храмов (строить десятки храмов, возможно, будут в каждом крупном городе России), которые часто подвергаются резкой критике в мусульманской среде.
И действительно, в первом же заявлении о создании муфтията говорится о развитии отношений «прежде всего с братской Русской православной церковью». Более того, есть и еще один показатель — это стремление развивать диалог с мусульманами стран постсоветского пространства, объединенными в Консультативный совет под руководством главы Управления мусульман Кавказа Аллахшукюра Паша-заде. Именно этого лидера исламовед из патриархии Роман Силантьев неоднократно называл главным другом России и Русской православной церкви и противопоставлял Совету муфтиев России, который пытался оспорить лидерство главы Управления мусульман Кавказа.
Наконец, проект «объединения мусульман» вызревал по мере вызревания идеи финансовой поддержки ислама в России через Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования. Государственные деньги лучше всего тратить на «своих» людей, а не раздавать всем.
Однако это отнюдь не означает, что новая исламская инициатива будет развиваться именно так, как руководителям муфтията скажут в президентской администрации или в кулуарах Межрелигиозного совета России, собирающегося под эгидой РПЦ. И это не значит, что финансироваться исламская культура и образование будут так, как этого хотят власть и РПЦ, но тут уж ничего не поделаешь: человек предполагает, а Аллах располагает.