Исламское сообщество полицентрично, поэтому центральной власти сложно
им управлять. Православным сообществом управлять значительно легче,
потому что оно имеет иерархическую структуру (хотя в последнее время
это утверждение можно поставить под сомнение из-за появления множества
альтернативных центров влияния, например, различных "старцев"). На
протяжении всей истории отношений российского государства с
мусульманским сообществом государство старалось институционализировать
и централизовать исламские общины. Попытки создания единых мусульманских
религиозных организаций, объединяющих все общины, предпринимались в
Дагестане (ДУМ Дагестана) и в Татарстане (ДУМ Республики Татарстан).
Для
федеральной власти исключительно удобным было бы создание единого
Духовного управления России, которое возглавил бы один человек
(Верховный муфтий России) — по образцу церковной организации у
православных. С такой идеей в апреле 2005 г. выступал А. Аслаханов,
министр юстиции Ю. Чайка, еще раньше М. Шаймиев.
Российские
чиновники автоматически применяют к мусульманам принципы, наработанные во
взаимоотношениях с Русской православной церковью. Например,
мусульманские общины, отошедшие от ДУМов, трактуются как "сектанты".
Однако
реализация идеи "единого муфтия" вряд ли возможна. Ислам, в отличие от
православия, изначально строился как неиерархическая сетевая структура.
Отсутствие священства и таинств, возможность исповедывать веру тайно и
"самостоятельно" делают ислам почти невосприимчивым к попыткам
контроля. Создание единой мусульманской организации не приведет к
желаемому для государства результату, потому что мусульмане могут
относительно просто создавать параллельные структуры.
Анастасия Митрофанова — доктор политических наук, руководитель Центра евроатлантических исследований Дипломатической академии МИД России, профессор РГГУ