Я, честно говоря, не могу себе представить, чтобы мирные акции пресекались более жестко, чем они пресекаются сейчас. Я не знаю, в курсе ли президент о ситуации в стране. Мне известны только две несанкционированные акции. Я в них участвовал и считаю, что они были законны с точки зрения поведения граждан, но властями они разгонялись незаконно. Первая — это акции «Стратегии-31» в то время, когда они не разрешались: граждане имели право по Конституции проводить акцию на площади, но московские власти — в то время Юрий Лужков руководил городом — незаконно отказались ее санкционировать. Я считаю, что граждане имеют право в соответствии с Конституции, в том случае, когда их права нарушаются, мирно, без всякого оружия, без всякого насилия, без антиконституционных лозунгов требовать выполнения Конституции и выходить на несанкционированные акции. Но они разгонялись самым жестоким образом, в том смысле, что людей задерживали, иногда избивали, журналисту сломали руку. Вторая — это День гнева. Так как он менее массовый, его регулярно разгоняют с еще большей жестокостью. Более того — День гнева заявлялся в виде пикета на 20 человек напротив мэрии. Но участников разгоняли. И каждый раз организаторы получают несколько суток ареста. Причем все обвинения фальсифицируются, и суды организаторов сажают. Прокурор Москвы Юрий Семин пошел на вообще беспрецедентные меры. Он сделал представление главе ГУВД Москвы Владимиру Колокольцеву о том, чтобы превентивно задерживать людей, которые зовут на несанкционированную акцию, и вменять им административное нарушение. Прокурор уже давно этим занимается. Я изучаю его представление и написал генпрокурору Юрию Чайке, что это противоправный документ.
Милиция уже давно превентивно осуществляет все эти меры против мирно настроенных граждан, которые не нарушают Конституцию и не произносят никаких экстремистских лозунгов. А вот против националистов чтобы это происходило — я не заметил. Превентивных задержаний лидеров националистических группировок не было проведено, хотя такое представление Колокольцеву тоже было сделано. И я должен сказать, что когда заранее известно, что акция нарушает Конституцию, здесь действия Колокольцева были бы вполне оправданными. Я как правозащитник готов поддержать превентивные действия против людей, которые нарушают Конституцию. Но это не делалось перед митингом на Манежной, а ведь там «зажигали» лидеры националистических группировок. Почему Колокольцев не отреагировал на представление? Почему говорят, что московская милиция была на высоте? С моей точки зрения, она точно не была на высоте. А Сергей Удальцов из Левого фронта был задержан на Пушкинской площади превентивно и получил 15 суток. Это человек абсолютно мирный. Он объявил голодовку, и я иду на одиночный пикет напротив мэрии с требованием освободить Удальцова.
Ситуация очень несимметричная. Мы видим, что власть по-прежнему значительно больше боится либерально-демократической общественности, хотя она абсолютно мирная. Все эти выступления первого заместителя главы президентской администрации Владислава Суркова и премьер-министра Владимира Путина показали, что они все время пытаются подверстать действия националистов к действиям либерал-демократов, хотя они оппоненты друг другу и сам характер массовых акций, которые проводит демократическая общественность, нельзя сравнивать с тем, что делают националисты. На площади возле Киевского вокзала был, например, лидер Национально-патриотического фронта «Память» Георгий Боровиков, реальный фашист. Он был задержан и отпущен. А Удальцов сидит. Насчет Боровикова мы даже не знаем, было ли хотя бы административное дело возбуждено. Где эта реальная работа правоохранительных органов? Ее нет. Где есть реальная эффективная работа, причем абсолютно противозаконная, так это, бесспорно, против демократической общественности.
Я хотел бы видеть, увеличена ли хоть как-то эффективность против националистов. Я подозреваю, что этого не будет. А причин очень много. Начиная с того, что многие в милиции просто проникнуты ксенофобией и сочувствуют националистам, и заканчивая тем, что власть заигрывает с националистами.
Что касается заявления Медведева насчет масок, я так сразу и подумал, что будут забирать представителей антифа только за то, что они в масках, причем, в первую очередь. Милиция и так с большей нелюбовью относится к антифашистам, с другой стороны, антифашистов меньше. Хотя среди антифашистов есть тоже ребята с кулаками, но они, конечно, более миролюбивые, чем нацисты. И именно нацисты убивают, а антифа в этом не замечены.