Церковные поправки к закону об образовании учитывают опыт фактического провала или, по крайней мере, неудачи эксперимента по введению «Основ православной культуры» в школах в рамках преподавания религии и светской этики. После того как изучение православия выбрало лишь 20% учащихся и их родителей, РПЦ предлагает ввести в закон реальные инструменты контроля как за самим преподаванием предметов и квалификацией учителей, так и за тем, чтобы в учебных заведениях могли появлятся все новые учебные курсы, дисциплины, предметы (модули), которые могут быть посвящены только основам вероучения «традиционных» религий.
Если лицензирование духовных учебных заведений, а также признание богословских научных степеней и их отдельный учет ВАКом РФ поможет постепенно повысить низкий образовательный уровень нынешних семинарий и училищ, то остальные поправки прямо противоречат законодательству РФ. В данном случае речь идет даже не о положениях Конституции о светскости государства, нормах о светском характере образования в России и т.п. Дело в том, что в самом проекте закона, опубликованном на сайте Минобрнауки 1 декабря 2010 года, одним из основных принципов образовательной деятельности прямо названа недопустимость работы религиозных организаций в учреждениях образования. Но если религиозные организации будут утверждать преподавателей, содержание курсов и введение новых модулей, как того желает РПЦ, то это объективно нарушает этот принцип.
Кроме того, в законе ясно сказано: «Педагогическим работникам запрещается использовать образовательный процесс в целях религиозной пропаганды...». Между тем, РПЦ явно хочет снова поднять мощную волну дискуссии и в очередной раз попытаться заставить родителей и директоров школ выбирать православие. С дальним прицелом — со временем предоставлять школам учителей самостоятельно.
В преподавании религии в школе в принципе нет ничего недемократичного. Однако законодателям и руководству РПЦ либо придется радикально менять подход к роли религии в государстве: сделать государство теократическим и приучить к этой мысли общество, либо мириться с парадоксальными противоречиями в законе и провоцировать агрессию граждан к «церковникам» и «попам-олигархам».