НОВОСТИ

20 ЯНВАРЯ 2011 г.

Предложения РПЦ (назовем их так, хотя официальный статус у предложений, конечно, ниже) по "национальному вопросу" появились будто "в пакете" с другими — Церковь на глазах активизирует свою роль в обществе. Что вообще-то хорошо: чем больше активных внегосударственных акторов, тем лучше.

И в предложениях есть некоторое количество вполне разумных соображений. Например, выступление против визового режима со странами СНГ. Особенно поражает в некоторых местах непривычная аккуратность языка: во фразе "представителями русского населения и землячествами народов СКФО, диаспорами народов Закавказья" к российским гражданам не применяется термин "диаспора". Впрочем, есть и неизбежные в данной теме примеры наивности, как в во фразе "предпочтение отдается специалистам высококвалифицированного труда".

Но суть церковных предложений не в этих, пусть и важных, деталях. Суть в том, что "межнациональные конфликты" надо решать в первую очередь путем переговоров между некими представителями этих самых "наций". Для этого предлагается — не в первый раз, конечно — "идея создания Совета народов России на основе критериев представительства, соразмерных объективному соотношению в России народов и религиозных групп". А порядок будут призваны поддерживать "добровольные народные дружины", созданные при поддержке "неформальных молодежных объединений, в том числе этнических и религиозных".

Ради установления гражданского мира таким путем представители РПЦ готовы даже выставить Церковь в роли "одного из наиболее легитимных представителей русского народа", хотя до сих пор в церковном руководстве считалось, что Русская православная церковь называется "русской" вовсе не по этническому критерию.

Есть очень серьезные сомнения, что такой способ урегулирования проблем чему-то на практике поможет, зато есть не менее серьезные основания полагать, что такая мощная институциализация этничности приведет именно что к росту конфликтности. Можно понять деятелей, предлагающих оригинальные пути решения реальной проблемы ввиду явной слабости государства (и еще легче понять тех из них, кто при этом надеется повысить свой социальный статус, но это скорее не о деятелях РПЦ). Но очень не хотелось бы жить в стране, в которой все эти предложения реализуются и такие регуляторы, как право и обычаи (пусть часто и отнюдь не лучшие), будут заменены договоренностями инициативных групп, презентующих себя как представителей той или иной этнической или религиозной общности.

Версия для печати