Составление свода вечных ценностей, кодекса этических правил для мигрантов, общероссийского дресс-кода — все это все больше напоминает фантастическое прожектерство. С одной стороны, это маниловщина — «как хорошо было бы, если б мигранты вели себя прилично, а девушки носили длинные юбки». С другой, церковные инициативы предлагается вводить с помощью власти, на государственном уровне, в виде законов и правил, либо воспитанием через школы с 1 по 11 классы (армия и вузы подтянутся сами собой). И тогда светские и церковные чиновники, сами того даже не замечая, становятся живыми персонажами из города Глупова и из булгаковского дома профессора Преображенского. Они поют песни о новом человеке и лучшей жизни, а вокруг разруха и калоши пропадают.
Очевидно, и об этом говорит и патриарх Кирилл, и протоиерей Всеволод Чаплин, что надо начать с себя, обратить внимание на то, насколько ты являешься ответственным гражданином. Потому что разруха не на улице, а в головах. Вопрос только — у кого в головах…
Свидетельство выполнения Церковью своих социальных задач — сестры милосердия в больницах, ухоженные одинокие старики, реабилитированный наркоман, накормленный бомж, вменяемый член православного прихода, который не бросается на окружающих.
На деле все оказывается по-другому. Представители Церкви, к примеру, вырабатывая отчасти приемлемые рекомендации по налаживанию межнациональных и межрелигиозных отношений, собирают вокруг себя малочисленные православные общественные организации, которые сама РПЦ никогда толком не поддерживала, а также объединения фанатов и националистически настроенных групп. Несмотря на массу официальных мероприятий, встреч и важных для общества выступлений патриарха Кирилла, вокруг Церкви нет широкого общественного поля. Сами по себе проповеди и встречи патриарха Кирилла уже много сделали для того, чтобы преодолеть это отчуждение, но одного человека мало. Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества во главе с отцом Всеволодом Чаплиным собирает вокруг себя тех, кого может и, стоит надеяться, будет расширять круг участников этого диалога.
Но, к примеру, Информационный отдел патриархии во главе с Владимиром Легойдой целенаправленно отпугивает общество, граждан и интеллигенцию от широкого обсуждения церковно-общественных проблем, создает намного более агрессивный образ патриархии, чем тот, который есть на самом деле.
В сложившейся ситуации трудно всерьез обсуждать ценности, которых нет даже в церковной ограде. Остается лишь предложить новую инициативу — ввести День солидарности, День соборности, День самопожертвования и самоотречения русского народа, объявить все эти дни церковно-государственными праздниками, может быть, даже выходными, и широко отмечать их, ожидая, что наутро следующего дня мы проснемся — а ценности тут как тут.