С доктриной "православной цивилизации" есть проблемы. Этнические меньшинства не находят себя в православном мировоззрении, основанном на ценностях лишь русской культуры и мощи и величии лишь русского централизованного государства. Места для исторической гордости других наций остается мало, либо не остается совсем. Народы Крайнего Севера, чуваши, удмурты, якуты, а тем более башкиры, татары или народы Кавказа, безусловно, представлены в РПЦ, в Чувашии и Башкирии много православных священников коренной национальности - что им делать с особым "Русским миром", куда, конечно, пускают всех, но где этническая культура малых и больших нерусских народов России (ханты, манси или ненцев) не нужна? Выходит, став православным, представитель любой национальности должен навеки поверить в русскую государственность.
Еще одна сложность. Часть представителей РПЦ наполняют якобы "цивилизационный национализм" фундаменталистскими идеями, полускрытым антисемитизмом, конспирологическими идеями о врагах России, которые не дремлют.
Мы видим, что идеи национализма в РПЦ оказываются хамелеоном, который может быть как ярко-красным или бело-желто-черным с двуглавым орлом, как у участников беспорядков на Манежной, так и мягким и нежно-розовым.