Само по себе попечение об образовании священнослужителей похвально и достойно всякого поощрения. Надоело слушать панегирики культуре и образованности католических священнослужителей, особенно в сравнении с православными. Неспособный связать двух слов священнослужитель в XXI веке нонсенс. А в РПЦ до сих пор есть епархии, где клириков с академическим образованием можно посчитать по пальцам.
Но насколько способны решить эту задачу духовные школы? Прилагательное «духовный» применительно к академиям и семинариям говорит не о какой-то особой «духовности», а о сословной принадлежности, о духовенстве. Духовные школы Российской империи, наследницами которых считают себя современные учебные заведения, были школами для детей духовенства, обыкновенно наследовавших служение своих отцов.
Нынешние духовные школы тоже, как могут, стараются выполнять функцию фабрик по производству духовенства. Поэтому основной упор делается на воспитание, а не на образование. Качество собственно бурсацкого образования не раз становилось мишенью для критических высказываний самого патриарха. И они касалось тех нескольких духовных школ, которые существовали еще в советское время, и процесс обучения в них был более-менее налажен. За прошедшее 20-летие возникли новые академии, десятки новых семинарий и духовных училищ, качество образования в которых чаще всего значительно ниже. Прибавьте к этому массовый спрос на семинарские дипломы (без диплома рукополагают все более неохотно), и, боюсь, вы получите неизбежное снижение и без того невысокого уровня образования. В итоге вряд ли можно надеяться на повышение качества образования клириков РПЦ в ближайшее время с помощью духовных школ.
Думаю, что это хорошо понимает и церковное руководство. Здесь скорее речь идет о некоем фильтре, который будет отделять «овец от козлищ», т.е. лиц лояльных системе от нелояльных. Не случайно в перечне учебных заведений указаны только принадлежащие РПЦ. Но тогда возникает вопрос: что же, качественное богословское образование, полученное в православном иностранном, а тем более в светском или инославном вузе, не даст его обладателю права на принятие священного сана в РПЦ? Как в этом случае быть, к примеру, каким-нибудь священниками – сотрудниками ОВЦС, имеющим за плечами только католический университет? В срочном порядке получать семинарский диплом? Или требование соблюсти формальность ради лояльности распространяется не на всех?