Работа с мигрантами не менее сложна, чем реабилитация наркозависимых, она требует опыта и соответствующей подготовки, которой у епархий Русской православной церкви нет. Церковь не только никогда ранее не ставила перед собой цели заниматься мигрантами, но и объединяла вокруг себя патриотические силы, настроенные подозрительно по отношению к «иноземцам», «иноверцам», «сектантам».
Если просто завить о том, что РПЦ – это хорошая воспитательная сила для приезжих, повесить табличку «Епархиальный центр для мигрантов», перечислить деньги от ФМС епархии и сделать обучение в таком центре обязательным (а ведь на работодателей могут навесить обязательства, заставляющие их посылать мигрантов в такие центры), то произойдет катастрофа. Чтобы получить бумажку в ФМС и разрешение на работу, надо будет получить справку из епархиального центра, заплатить там и здесь, кроме того, мусульманин или буддист будет вынужден слушать курс о преимущественном положении в России православной культуры как культуры большинства. Все правила и нормы, этику этой православной культуры мигрант прочувствует на себе, ютясь в вагончике, без паспорта, боясь и бритоголовых, и бородатых с православными монархическими флагами. Для мигранта «Святая Русь» навсегда останется страной поборов, нищего обозленного населения, которое унижает их самих, работающих на стройках и дворниками. Взятки, бедность, произвол чиновников, в том числе и церковных, скрытый национализм и стремление не воспитать, а скорее указать на свое место – разве это должно стать основой образа «традиционной для нашей страны православной культуры», к которой нужно приучить мигрантов? На деле даже на церковных стройках работают таджики, турки и т.д., живущие в таких же ужасных условиях, на столь же нелегальном положении, как и везде по стране.
При этом, конечно, надо создавать православные центры для мигрантов в сотрудничестве с ФМС, куда могут приходить на добровольной основе. Создатели таких центров должны сами сначала научиться толерантности, взаимоуважению, а не просто приобрести учебники отца Андрея Кураева и ждать бюджетных денег.