НОВОСТИ

21 ФЕВРАЛЯ 2011 г.

Наша конференция с каждым годом вызывает все больший интерес у внешних участников, не студентов нашего института, при том что мы никаких особых усилий для этого не прикладываем. В этом году, например, число участников из Московской духовной академии значительно больше, чем раньше. Складывается площадка, где можно свободно высказываться на любую острую тему. Усилия мысли требует практически любая область церковной жизни. Например, самая банальная вещь: что считать нормой — причастие раз в неделю, раз в месяц или раз в год. Надо ввести какой-то диапазон, признанный всеми: что вот в этих пределах нормально, а в других уже нет. Никакого единства по этому поводу не зафиксировано. Де-факто одни считают, что нормально раз в год, поскольку в синодальный период такая норма существовала — а до синодального периода вообще никакой нормы в Русской церкви на этот счет не было, люди могли годами не причащаться.

Другой вопрос: как совершать богослужения. То, как они совершаются сейчас, это смесь Типикона, локальных традиций, которые не соответствуют церковному Уставу и вообще непонятно откуда взялись, плюс личное мнение настоятеля. Одни яростно отстаивают нынешние формы, другие требуют хотя бы восстановить исторический смысл и не служить утреню вечером, идут споры о том, что считать центром богослужения, а что периферией. Как народ должен участвовать в богослужении — у нас непроблемной сферы, в том числе там, где принято думать, что вот это незыблемо едва ли не с апостольских времен, просто нет. И это все вещи решаемые при условии адекватного восприятия того, что означает церковный механизм решения таких проблем. Для этого и нужны форумы, чтобы люди могли высказаться, ведь до сих пор не было принято никого ни слушать, ни спрашивать. А сейчас есть возможность хотя бы отреагировать на суждение.

Так что пространство религиозной мысли потихонечку расширяется, мыслители раскрепощаются. Много в этом смысле делает Межсоборное присутствие. Весь спектр вопросов, которые им обсуждаются, от канонического устройства до богословских нюансов, это все наболевшие вопросы. Запущена общецерковная дискуссия предлагаемых документов, то есть фактически есть возможность через различные средства информации, в первую очередь через Интернет, отозваться на документы. Принимаются они, по крайне мере формально, при широком обсуждении. Это беспрецедентно для всей церковной истории после московского собора 1917-1918 гг. И это безусловное позитивное движение.

Версия для печати