Это не только наша победа, это победа всего российского гражданского общества, которое в последние годы последовательно лишалось права на участие в политической жизни страны — права выбирать губернаторов и мэров, права на регистрацию оппозиционных партий. Европейский суд по правам человека решил, что подобное удушение оппозиционных партий незаконно, вся вертикаль власти, вся политическая система , все дикое нагромождение нарушений и злоупотреблений, которые произвели Путин и Сурков за последние 5—8 лет противоречит европейским ценностям и нашим международным обязательствам. За нами идет целый ряд партий, которые подали иски позже нас, в частности, Российский народно-демократический союз Михаила Касьянова. Решение о незаконности ликвидации РПР будет ориентиром для следующих судов, оно открывает дорогу для 30 с лишним партий, закрытых господином Путиным. Все новые и новые партии будут выигрывать в суде вслед за нами, что поставит вопрос о возможности дальнейшего существования всей путинской политики.
Европейский суд принял историческое решение, которое крайне важно для будущего. Практики уничтожения партий признаны незаконными. Это должны учитывать партии, которые только собираются идти на регистрацию, в том числе Партия народной свободы. Мы собираемся подавать документы на регистрацию через месяц. Все эти партии теперь будут опираться на решение Европейского суда. Мы не будем признавать принятые в российской политической системе практики контроля, произвольные проверки численности, произвольное и грубое вмешательство во внутреннюю деятельность партий. Все это признано незаконным, партийное законодательство не соответствует европейским стандартам. Частично поставлено под вопрос и избирательное законодательство.
Российская власть пока реагирует панически на это решение. Пока раздается жалкий лепет представителей «Единой России» о том, что ничего менять в законодательстве никто не будет. Для российской власти этот судебный процесс был очень важен. Я боролся в суде четыре года и видел, как был сменен представитель России в суде специально под наше дело, какие шаги были предприняты Россией, чтобы решение было принято в пользу властей. Правительство направило развернутые ответы на запрос Европейского суда. И вот — полное фиаско. Впервые юридически установлено, что законодательные практики в России не соответствуют европейским нормам. Суд признал всю политическую систему нелегитимной, фактически это решение ставит вопрос о сохранении России в самом Совете Европы, о соответствии России нормам Совета Европы. Я не исключаю, что оно войдет и в доклад Совета Европы и повлечет за собой разнообразные очень серьезные последствия. Власть в нокауте, она растеряна, ее поймали с поличным.
Что касается частично несхожего мнения судьи Ковлера, могу сказать, что он, по-видимому, очень хочет остаться представителем России в Европейском суде, сохранить свое рабочее место. Очень жаль, что он выразил такое мнение. Судья Ковлер имеет репутацию приличного человека, но после этого его поступка она будет серьезно подпорчена.
Поскольку в нашей Конституции записано, что Россия признает верховенство международных правовых норм над внутренними, придется менять Закон о партиях, менять Закон о выборах, приводить законодательные нормы и практики в соответствие с европейскими.