Судьба иконы Тропецкой Божией матери — это готовая иллюстрация для учебника о церковно-государственных отношениях в России в начале XXI столетия, буде такой когда-нибудь напишут. Главное здесь то, что в отношениях этих присутствует посредник — молодой российский капитал. Ведет он себя просто фантастически.
Те из наших нуворишей, которых одолевает метафизический зуд, дают деньги на восстановление церквей. Правда, поговаривают, что из ктиторов собора Христа Спасителя половины уже нет в живых и это объясняет интерес богатеев к потустороннему, но в любом случае дают и дают. Но в храмы всех пускают. Видимо, это благодетелям действует на нервы. И вот ценнейшая икона, которая на ладан дышит, оказывается, так сказать, в «частном храме» на территории элитного поселка. Чтобы молитвенным отношениям с Богоматерью никто не мешал. Музейщики только охают и ахают, но какое это имеет значение? Всем ясно, кто в этой стране правит бал.
Но все же икону надо возвращать в музей. Все эти путешествия не пошли ей на пользу, хрупкий образ нуждается в реставрации. И тут на подмогу благодетелям приходит церковь. Возвращать надо не в музей, а в храм. Причем именно в тот, на реставрацию которого потратился главный почитатель иконы. Пусть музейщики отреставрируют по-быстрому и дальше в путь. То, что икона может не выдержать подобных испытаний и погибнуть, похоже, не волнует участников «духовных игрищ». Главное, что между тремя ключевыми игроками — государством, церковью и олигархатом —достигнут компромисс. Пусть икона будет и не под боком у ее vip-адепта, но все равно не в музее, а в храме, который отреставрирован на его кровные. Народ должен знать своих героев.
Правда, боюсь, он и без этого уже хорошо их знает. И вся эта кутерьма вокруг иконы добавит градусу протестным настроениям, которые и так растут в стране. Если они будут расти дальше, мало не покажется ни нуворишам, ни обслуживающим их государственным и церковным властям.