Тенденция очевидная и хорошо знакомая: все то же пресловутое
укрепление церковной "вертикали", дошедшее до таких основополагающих
установлений Церкви, как Поместный собор и традиция выборов
предстоятеля. В РПЦ любая инициатива общецерковного масштаба может быть
запущена лишь с согласия первого лица. Тем более — непосредственно
связанная с его статусом (пусть и чисто формально). Ясно, что это
обсуждение началось не без ведома патриарха Кирилла. Только не совсем
понятно, зачем оно ему нужно. Ведь он все-таки как-никак уже стал
патриархом, пройдя через процедуру Поместного собора, пусть и не слишком
для себя приятную.
В отличие от президентского пост патриарха по уставу РПЦ пожизненный, поэтому нынешнему предстоятелю волноваться особо не приходится; ему стоит остерегаться других вещей — внутрицерковной оппозиции, критики со стороны гражданского общества, конфликта политико-экономических интересов на государственном уровне, но только не процедуры переизбрания, которая ему даже отдаленно не грозит.
В то же время само обсуждение возможности пересмотра процедуры избрания патриарха, имеющее вполне определенную антидемократическую тенденцию, едва ли прибавит Кириллу популярности. По сути, эта инициатива является подкопом под сам институт Поместного собора, единственная реальная функция которого на сегодняшний день сводилась именно к избранию предстоятеля. Если лишить собор этой функции, он окончательно станет атавизмом и потеряет всякое реальное значение. Возможно, здесь сыграло свою роль филокатоличество Кирилла, являющегося давним поклонником ватиканской церковно-административной системы, гораздо более жесткой и бюрократизированной, чем в православии. Как известно, Римского папу избирает не общецерковный собор, а коллегия кардиналов — некий аналог нашего Архиерейского собора. Таким образом, нынешняя инициатива вписывается в линию проводимого патриархом Кириллом реформирования РПЦ по примеру Римской католической церкви. Фактически значительная часть реформы уже осуществлена. На очереди лишь усвоение московским патриархом католического принципа папской непогрешимости.
Очевидно, стремление войти в историю со славой первого успешного великого реформатора Русской церкви заставляет Кирилла идти даже на столь непопулярные шаги. И только история покажет, насколько оправдан его расчет.
В отличие от президентского пост патриарха по уставу РПЦ пожизненный, поэтому нынешнему предстоятелю волноваться особо не приходится; ему стоит остерегаться других вещей — внутрицерковной оппозиции, критики со стороны гражданского общества, конфликта политико-экономических интересов на государственном уровне, но только не процедуры переизбрания, которая ему даже отдаленно не грозит.
В то же время само обсуждение возможности пересмотра процедуры избрания патриарха, имеющее вполне определенную антидемократическую тенденцию, едва ли прибавит Кириллу популярности. По сути, эта инициатива является подкопом под сам институт Поместного собора, единственная реальная функция которого на сегодняшний день сводилась именно к избранию предстоятеля. Если лишить собор этой функции, он окончательно станет атавизмом и потеряет всякое реальное значение. Возможно, здесь сыграло свою роль филокатоличество Кирилла, являющегося давним поклонником ватиканской церковно-административной системы, гораздо более жесткой и бюрократизированной, чем в православии. Как известно, Римского папу избирает не общецерковный собор, а коллегия кардиналов — некий аналог нашего Архиерейского собора. Таким образом, нынешняя инициатива вписывается в линию проводимого патриархом Кириллом реформирования РПЦ по примеру Римской католической церкви. Фактически значительная часть реформы уже осуществлена. На очереди лишь усвоение московским патриархом католического принципа папской непогрешимости.
Очевидно, стремление войти в историю со славой первого успешного великого реформатора Русской церкви заставляет Кирилла идти даже на столь непопулярные шаги. И только история покажет, насколько оправдан его расчет.