НОВОСТИ

17 ИЮНЯ 2011 г.

Мне кажется, что сама сегодняшняя речь Медведева на Петербургском экономическом форуме выглядит немного как политическое завещание. Но часть, посвященная Москве, никак особенно не вытекает из всего остального. Вполне возможно, что та схема, частью которой стал приход Собянина на пост мэра и которая подразумевает не просто замену одного мэра другим, а переключение рычагов управления столицей с уровня городского на федеральный, вполне возможно, может закончиться уходом Собянина сразу перед или непосредственно после президентских выборов и получение Москвой в нынешних границах или с дополнительными территориями особого статуса, о котором и говорит Медведев и который будет подразумевать, с одной стороны, дополнительную заботу и помощь с стороны центра, а с другой, некоторые ограниченные политические права, как это обычно бывает со столицей федеративного государства. Главная опасность, которая всегда сидела в голове у Кремля в отношении Москвы, связана с тем, что этот и так самый большой субъект федерации в условиях той самостоятельности, которой он обладал при Лужкове, представлял собой угрозу федеральному центру. Если же этот регион будет ограничен в правах и окажется фактически  под двойным, федеральным и городским, управлением, то тогда вполне  возможно решить целый ряд проблем, связанных с экспансией города и исключить превращение его в чересчур самостоятельный субъект федерации.

Роль Собянина в том, чтобы разрушить политическую машину Москвы и переключить рычаги на федеральный центр, чтобы следующий мэр никогда близко не подошел к тому уровню политического влияния, какой был у Лужкова, ослабить в принципе политический вес мэра, сделав его фигуру более технической и сняв таким образом проблему выбора человека, который может справиться с этой должностью. В любом случае мэром будет человек, гораздо более ограниченный в своих действиях и менее самостоятельный. При этом смысл плана не в том, чтобы заменить мэра своевольного мэром более лояльным, потому что сегодня мэр может быть лояльным, а завтра, если его политические возможности велики, он может стать менее лояльным. Таким образом, предложение Медведева вполне может быть реализовано в довольно быстрое время.

Что касается Собянина, то для него, занимавшего пост вице-премьера и главы аппарата правительства, роль мэра может рассматриваться как более низкая. Вполне возможно, что Собянину выдан мандат решить задачу снижения уровня влияния столичного мэра, и это связано с тем, что, справившись со своей задачей, он потом возвращается на высокий федеральный уровень.

Вполне возможно, что московский сюжет — не очередная придумка медведевской команды, а вполне конкретный план, который была проговорен заранее и который федеральный центр, и не столько Медведев, сколько Путин, хочет реализовать в ближайшее время.

Версия для печати