НОВОСТИ

29 СЕНТЯБРЯ 2011 г.

Трудно не согласиться с профессором МГИМО Владимиром Легойдой, что этос потребительского общества вредит преподаванию. Оно теряет личностное измерение, а то и превращается в чистый аттракцион, когда преподаватель пускается во все тяжкие, напоминая торговца подержанными автомобилями. Никогда не забуду рассказ моего американского коллеги о его приятеле, который сохранял высокий рейтинг у студентов тем, что раскачивался на своем стуле столь рискованно, что слушатели с замиранием сердца ждали — рухнет он с него или нет. Ждали-ждали, хорошо посещали занятия, а там и семестр подходил к концу.

Однако рецепт, который предлагает глава Синодального информационного отдела МП Владимир Легойда, вызывает сомнения. Конечно, преподаватель должен быть не только носителем знания, но и умелым наставником, иначе эти знания не будут восприняты. В этом и заключается талант педагога. Вещь это достаточно банальная. Действительно, всепроникающий дух потребительской культуры сильно этому мешает, но талантливый человек преодолеет и это препятствие. Вот только его конфессиональная принадлежность вряд ли сыграет при этом большую роль. Это было бы сильным упрощением при решении серьезной проблемы.

Другой тезис Владимира Легойды о «воцерковлении культуры» вызывает еще большие сомнения. И вот почему. Католики тоже сетуют на то, что современная культура потеряла христианское измерение. Однако их рекомендации не носят столь радикального характера, более того, они обращены к самим католикам, а не к светскому обществу. Как можно воцерковить культуру, не будучи воцерковленным человеком? А таких у нас большинство. Католики действуют иначе. Скажем, кардинал Анджело Скола недавно заявил: «Большая проблема для современного католицизма — найти способ говорить с культурой». Понятно, что католики не столько собираются «воцерковлять» современную культуру, сколько искать с ней взаимопонимание.

Мне кажется, их осторожность объясняется просто. У них уже был негативный опыт попыток диктовать культуре свои условия. Тот же Индекс запрещенных книг. Ни к чему хорошему это не привело. Но РПЦ явно не желает учиться на чужих ошибках. Чем это чревато для преподавания? Протоиерей Всеволод Чаплин уже дал толчок нашему воображению. И совсем несложно представить православного преподавателя литературы, который будет требовать запретить набоковскую «Лолиту» за пропаганду педофилии.

Версия для печати