Логика Святого престола понятна. Можно сколь угодно сурово и бескомпромиссно осуждать практику разрушения человеческих эмбрионов ради получения стволовых клеток. Но если эти клетки в самом деле обеспечат прорыв в лечении ряда волнующих общество заболеваний (а судя по всему, дело идет именно к этому), непримиримая позиция Ватикана вряд ли повлияет на отношение общества к клеточной терапии – зато вполне может повредить его отношению к самому Ватикану. Так уже произошло с экстракорпоральным оплодотворением: упорное осуждение его католической церковью не мешает широчайшему применению этого метода. Сегодня на свете живет уже несколько миллионов «детей из пробирки», а создатель ЭКО Роберт Эдвардс был в прошлом году удостоен Нобелевской премии по медицине. Разумеется, Ватикан заявил дежурный протест против этого решения – но только поставил тем самым себя в глупое положение.
Избежать повторения этого сюжета и в то же время не поступаться принципами можно было бы, если бы удалось найти способ получения стволовых клеток (прежде всего так называемых тоттипотентных, т. е. способных превращаться в клетки различных тканей), не связанный с разрушением эмбрионов. Соглашение между Ватиканом и компанией NeoStem, видимо, должно содействовать именно такому развитию событий. И здесь у партнеров есть вполне реальные шансы добиться своей цели.
Конечно, эмбриональные стволовые клетки доступны, относительно дешевы, а методы обращения с ними неплохо отработаны. Но эти клетки плохо понимают команды и сигналы взрослого организма и не склонны взаимодействовать с собственными тканями пациента. С учетом их неуемного стремления к росту это создает реальную опасность неприятных побочных эффектов – вплоть до развития их в злокачественные опухоли. В этом отношении стволовые клетки взрослого человека куда безопаснее – не говоря уж о том, что они могут быть взяты у самого пациента, что снимает проблему иммунной несовместимости. Сделав ставку на них, NeoStem вполне может надеяться обойти на длинной дистанции своих конкурентов, работающих с эмбриональными клетками. С божьей помощью, конечно.